Осеняя сессия в Лесной школе — итоговая статья

С 1 по 7 ноября 2015г. на базе традиционной деревни Верхний Березник Устьянского района Архангельской области в рамках проектов: «Лес. Климат. Молодёжь», поддержанного «Баренц-Секретариатом» и «Школа деревенского хозяина», состоялась осенняя сессия Лесной Школы-2015: «Мечтаем вместе!»

В работе Школы приняло участие 40 человек – экспертов, студентов и школьников. Экспертами выступили специалисты из общественных организаций, ВУЗов, школ Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельска, участвовали и местные эксперты. Студенты приехали из Архангельска. Большинство школьников представляли деревни и сёла Устьянского района (д. Едьма, п. Богдановский, с. Березник, с. Строевское, д. Орлово, Кизема, д. Малиновка, п. Октябрьский), так же школьники приехали с других территорий области (Кенозерский Национальный Парк, поселок Обозерский).

Участниками осенней сессии Лесной школы стали ребята, приславшие работы на конкурс – «Деревня моей Мечты». Они размышляли над вопросом какая же она, эта деревня: живая, гармоничная, перспективная, такая в которой хочется жить, творить и созидать, в которой было бы все для самореализации и счастья. Участники отражали свои мысли не только в сочинениях, но и через видеосюжеты, рисунки, схемы. Таким образом, 23 студента и школьника разного возраста попали в сильную проектировочную команду и уже вместе с мастерами изучали, мечтали, рисовали, планировали, макетировали и моделировали.

 

Основным содержанием школы стало совместное комплексное проектирование устойчивого развития лесной школы и территории деревни Верхний Березник на десятилетия вперёд, с созданием карты, плана, социально-экономической модели развития. Если сказать проще, то мы мечтали вместе, представляя, рисуя, моделируя и проектируя будущее Лесной Школы – счастливое, экологичное и успешное! Работа по проектированию шла по девяти направлениям.

В рамках направления «Пермакультура» дети и взрослые не только знакомились с основами комплексного естественного сельского хозяйства, способствующего повышению плодородия почвы, созданию благоприятного микроклимата, сохранению влаги; но и думали, как можно применить её на практике у себя дома и в Верхнем Березнике. В результате появился проект универсальной теплицы, пермакультурного мемориального сада, который планируется создать на территории когда-то снесённого кладбища, в память о многих поколениях людей живших в деревнях объединенных названием Верхний Березник. Ведущим экспертом этого направления выступила Валерия Букина – социальный педагог «Школы Самоопределения» г. Москва; руководитель компании «NaturBook» (Книга Природы), Центра пермакультуры Зеппа Хольцера.

Биология пчелы, устройство правильного улья, процесс изготовления рамки – вот то, что изучали ребята под руководством опытного Устьянского пчеловода Ирины Демьян на направлении «Пчеловодство». Участники увлеклись этой темой и захотели попробовать себя на пасеке. Надеемся, что уже будущим летом такая возможность представится им и в Верхнем Березнике, поскольку Ирина вместе с ребятами спланировала создание пасеки и выбрала для этого наиболее подходящее место.

— Познавательное знакомство с разными типами домов из местных экологически дружественных материалов, обсуждение недостатков и преимуществ бревенчатых, каркасных (с утеплением соломенными блоками) и саманных домов состоялось в рамках направления «Экостроительство и экоремонт». Вместе с преподавателем Национального Института Дизайна, архитектором, дизайнером, специалистом в вопросах устойчивого развития, экспертом по экотроительству, специалистом по компьютерной и 3-D графике, Автандилом Вардосанидзе (г. Москва) ребята думали, как можно с помощью природных материалов утеплять и ремонтировать старые постройки, как сделать отопление наиболее эффективным, производили замеры двух старых домов, которые планируются к ремонту по проекту и попытались представить, как нужно их ремонтировать и каким образом может быть сделана перепланировка.

— Выпускник Московского и Лондонского университетов, инженер по альтернативной энергетике Юрий Кирдюшкин (г. Москва) открыл для участников Лесной школы новое необычное направление «Альтернативные источники энергии», в рамках которого участники знакомились с видами альтернативных источников производства электричества; анализировали какие источники энергии можно использовать в Верхнем Березнике; а на практическом мастер-классе все вместе сделали небольшую модель вертикальной ветротурбины из использованных консервных банок.

— Что можно на практике сделать для восстановления лесов Устьянского района и как помочь затянувшемуся процессу создания Устьянского природного парка? Над этими двумя вопросами дети и взрослые думали в рамках направления «Восстановление и защита лесов». В результате появился совместный проект создания питомника долгоживущих пород хвойных деревьев, который будет создаваться в Верхнем Березнике. Вместе с Антониной Кулясовой, ведущим экспертом по этому направлению, студенты из Архангельска, активисты молодёжной экологической организации «Этас» и старшие школьники спланировали летний полевой сезон. Работа необходима для оценки социально-экономического потенциала и возможностей традиционного неистощительного лесопользования на территориях создающегося Устьянского природного парка. Запланирована работа с населением в деревнях вблизи парка, подготовка предложений по зонированию и плану управления парком. Антонина около 20 лет работает в социально-экологических проектах в различных организациях Санкт-Петербурга и Архангельска, является экспертом в сфере лесной сертификации.

«Искусство построения устойчивого сообщества» и «Развитие образования как основная деятельность Лесной Школы» — эти два направления вёл магистр культурологи, педагог-психолог, сотрудник социально-развивающего комплекса на Хавской — Игорь Польский, г. Москва. Оба направления были тесно связаны друг с другом. Участники направлений рассматривали способы принятия решений в местных сообществах, преимущества и недостатки принятия решений большинством голосов и консенсусом, говорили о наиболее важных правилах и принципах построения сообществ, о разрешении конфликтов и выстраивании отношений. Взрослые и дети пытались представить, руководствуясь какими принципами, им хотелось бы создать новую школу, какой она может быть, вместе прорабатывали шаги, необходимые для успешного развития Лесной школы в будущем.

— Ознакомиться с принципами кооперативной экономики и «штурмовать свой мозг» на тему: «каким образом можно устойчиво в финансовом плане жить в деревне, на примере д. Верхний Березник», посчастливилось участникам направления «Экономическое планирование» вместе с организатором Лесной школы, кандидатом экономических наук — Антониной Кулясовой (основное место жительства которой с 2014 года — д. Верхний Березник). Здесь же Важно отметить, что при анализе способов заработка рассматривались этические вопросы. Ребята рассуждали над тем, какие способы заработка приемлемы для деревни и не будут разрушительными для окружающей природной и социальной среды, местного сообщества. Одним из практических результатов стал конкретный экономический расчёт по развитию направления сельского туризма в деревне.

— Как минимизировать своё потребление, уменьшить количество мусора и при этом быть здоровым и счастливым, как снизить использование нефти и её производных: топлива, пластика и других веществ, как можно расширить возможности своего организма, не болеть в условиях холода. Все эти темы были затронуты в рамках направления «Экологически дружественный образ жизни, максимально независимый от ископаемых энергоносителей», вел которое выпускник Лесной академии, тренер по экологичному образу жизни, сотрудник международной экологической организации «Гринпис России» — Иосиф Коготько, г. Санкт-Петербург. Практический результат работы направления — план раздельного сбора мусора в д. Верхний Березник, который мы надеемся, осуществится в ближайшем будущем. Кстати, в Лесной школе мусор собирается раздельно и вывозится в Архангельск. После осенней сессии Лесной школы мусора практически не осталось, ведь участники питались преимущественно местными продуктами, выращенными жителями деревни.

Общим результатом осенней сессии Лесной школы стали проекты территориального планирования нескольких территорий деревни Верхний Березник (пермакультурного мемориального сада, общей территории правого берега прилегающей к деревне Тарасовская, территорий вокруг двух зданий планируемого просветительского центра «Лесная школа»). Проекты были выполнены как объемные модели на песке. При этом использовались знания, полученные по всем направлениям работы Лесной школы. Понятно, что совместно созданный детско-взрослым коллективом перспективный план будет многократно корректироваться, изменяться и дополняться, но, тем не менее, станет основой – отправной точкой в развитии деревни Верхний Березник. Самое главное, что планирование было не виртуально-абстрактным, а с реальной привязкой к конкретному ландшафту местности, местным условиям и возможностям.

Завершилась Лесная школа общей ролевой игрой. В ней ребята моделировали развитие территории и проектов не только в пространстве, но и во времени. Они попробовали осуществить свой план в игровых условиях смоделированного будущего. Двум командам за короткие промежутки времени было необходимо договориться внутри своих коллективов и решить что делать, чтобы успешно жить и развиваться, используя ограниченные местные ресурсы в изменяющихся социально-экономических, климатических и экологических условиях, в том числе в условиях жесткого кризиса. Надо сказать, что ребята, с честью справились с этой очень не лёгкой задачей, достойно применили знания, полученные за неделю занятий.

А теперь немного о нашей жизни помимо учёбы. Если сказать, что была насыщенной – ничего не сказать. Такая сбалансированная, разнообразная, интересная и полезная, как для детей, так и для взрослых. От кипучей интеллектуальной деятельности до практики и творчества…

Наблюдая, как народ тут и там активно осваивает плетение, выпечку, шитье, вязание, – начинаешь чувствовать себя в центре традиционных ремёсел. Видя, как ребята учатся обустройству таёжного костра, изготовлению плиты, из обычных пней и чурок, для выпечки блинов и приготовления пищи в походных условиях, вязанию тур.узлов – становишься участником приключенческо-туристического клуба. Вот слышно, как оживлённо идут занятия по искусству фотографии, разговорному английскому, раздаётся весёлый смех на репетициях в народном театре – тут ты словно в доме творчества… Зазвучали нежные переборы гитарных струн, красивое пение, проникновенные стихи, и ты – участник душевного творческого вечера… Вот солнце село, горит свеча, и мы в кругу…мы видим улыбающиеся искрящиеся глаза; радостные, вдохновлённые, ставшие уже родными лица; слышны добрые мягкие голоса — озвучиваются добрые мысли и пожелания – чувствуешь, что ты среди своих, ощущаешь уют, безопасность, теплоту и единство большой дружной семьи…

Или же, затопив с утречка русскую печь, печешь, ухаживаешь за животными, молоко процеживаешь, дорожки метёшь… А то и свободно и радостно бегаешь, играя в снежки, в народные весёлые игры. Поёшь в хороводе, танцуешь в северной кадрили, слыша звуки гармони да балалайки – ты уже в деревне, в своей задорной исконной среде, в которой и жили наши предки…

…И все это — на фоне зелёного леса и чистой речки, в деревне, на свежем воздухе, в тишине да под пение птиц, среди милых старинных деревенских изб и улочек….

Такая жизнь, такое погружение в атмосферу деревенской жизни, активной насыщенной, интересной жизни сообщества, атмосферу постоянного сотрудничества и взаимодействия, активного изучения и освоения традиционных навыков в корне, сильно изменяет людей – они становятся целостней, свободней, спокойнее, проще, здоровей, радостней и светлее…

Некоторые участники по итогам подарили друзьям и Лесной школе свои стихи и слова:

И крепкие объятья Устьи,

И яркие глаза друзей

Здесь неуместность скуки или грусти,

Сюда хочу вернуться я скорей!

 

Живут здесь память и традиции народа

Для путника — чудесный каравай,

Простор для творчества

И для души полета —

Тарасовки волшебный край.

 

«Я испытываю чувство целостности … Проще трудиться одному – а здесь мы все вместе трудимся. В городе я уже давно не чувствовал себя на своем месте. Мы получили здесь большое количество полезной структурированной информации, невероятно хочется быстрее воплотить всё в жизнь»
Юрий Кирдюшкин, г.Москва

 

С 3 по 8 января 2016г. традиционная деревня Верхний Березник снова созывает своих друзей в «Зимнюю сказку» или вместе весело и радостно провести долгожданные зимние каникулы в Лесной школе! Приглашения на сей раз адресные, так как желающих поехать очень много. В программе: деревенские мастерские, вечёрки, театры, Рождественская праздничная программа и многое, многое другое.

 

творческая команда

организаторов Лесной школы

Запись опубликована в рубрике Образование, События, Статьи с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий: Осеняя сессия в Лесной школе — итоговая статья

  1. Надежда говорит:

    Антонина Кулясова неутомимый организатор. Деревне крупно повезло, что Антонина с семьей здесь обосновалась. Главное, что пробудила Лесная школа в местных людях коллективизм — эту исконную черту русского характера и основу деревенской жизни. Не растаскивать по своим углам, а складывать в «кучу малу» все знания, ресурсы, людей и строить свой неповоторимый и притягательный мир. Только вслед за мечтой идет Человечество, только своими руками, своим трудом душевным и физическим Люди сохранят МИР на Земле. Низкий поклон всем ученикам Лесной школы и руководителям. Хочется учиться у вас.

Добавить комментарий