Семинар «Школа деревенского хозяина» в Устянах 4-5 марта 2013

4-5 марта 2013 в посёлке Октябрьский, Устьянского района Архангельской области прошел семинар «Школа деревенского хозяина». Он стал продолжением работы, начатой ещё на «Круглом столе по проблемам школьного образования на селе» (Михальщина-2011). Основной целью семинара была выработка основы концепции школьного образования на селе.

Среди задач семинара были выделены:

  • Формирование общего видения актуальных задач современного сельского развития
  • Определение социального заказа сельским школам
  • Выработка структуры практических шагов для перехода к школе нового типа, способной обеспечить современное сельское развитие
  • Формирование команды участников проекта «Школа деревенского хозяина»

Участвовали в основном учителя и директора нескольких местных сельских малокомплектных школ, местная активная молодежь, мастера народных промыслов, а так же В.С. Софрыгин — представитель Управления образования Устьянского района, Д.А. Славинский, доцент кафедры «Экологическая безопасность и устойчивое развитие регионов» СПбГУ, А. Кулясова и А. Овчинников ЦНСИ, Санкт-Петербург – в общей сложности более 30 человек.

В ходе семинара были сделаны доклады:

  • «Что такое «цивилизационный слом»? Показ русской версии научно-популярного мультфильма «There’s No Tomorrow» (Завтра не будет)»
  • «Пределы роста и кризис устойчивости. Миссия сельских сообществ в формировании новой цивилизации»
  • «Социальный заказ на школу деревенского хозяина, законодательные возможности такой школы»
  • «Опыт коммун Макаренко»
  • «Сельская школа для устойчивого развития территории»
  • «Организационные возможности создания Школы деревенского хозяина»
  • «Песенно-музыкальные традиции Устьянского района»

Провели работу в малых группах по созданию образа Школы и дискуссии «Сельская школа: образ будущего», «Как возможно применить опыт в нынешней школе?» и «Традиция и воспитание детей в школе деревенского хозяина».

Резюмируя можно сказать, что наметилось два основных пути реализации Школы ДХ.

  • Первый является адаптацией существующей общеобразовательной программы к социальному заказу путем создания дополнительных модулей и использование вариативной части программы для большего взаимодействия с мастерами. Такие модули при поддержке местных органов образования получат не только материальную поддержку за счет тарификации и разумным обеспечением расходными материалами, но и методическую. Так было принято решение прикреплять к мастеру учителя-тьютора для обеспечения педагогической поддержки, включая составление программы модуля.
  • Второй путь, который едва ли может быть массовым, но вполне возможным для сельской местности – перевод учеников на семейную форму обучения и, взаимодействуя с учителями (репетиторами) по основной общеобразовательной программе, развивать необходимые знания умения и навыки в рамках местного сообщества с привлечением мастеров.

Были намечены конкретные шаги по реализации по первому пути таким образом, чтобы уже в мае 2013 дети совместно с родителями смогли выбрать на следующий учебный год интересующие их модули. Так же обсудили проблемы и возможные способы их решения для второго пути.

Думаю, что можно утверждать, что цель достигнута, но диалог продолжается и не только в Устьянском районе. Продолжение темы ожидается в Летней Золотице в конце марта.

И.Умрихин, участник, сельский учитель, СРП «Благодать»

Запись опубликована в рубрике Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий