4-5 марта 2013 в посёлке Октябрьский, Устьянского района Архангельской области прошел семинар «Школа деревенского хозяина». Он стал продолжением работы, начатой ещё на «Круглом столе по проблемам школьного образования на селе» (Михальщина-2011). Основной целью семинара была выработка основы концепции школьного образования на селе.
Среди задач семинара были выделены:
- Формирование общего видения актуальных задач современного сельского развития
- Определение социального заказа сельским школам
- Выработка структуры практических шагов для перехода к школе нового типа, способной обеспечить современное сельское развитие
- Формирование команды участников проекта «Школа деревенского хозяина»
Участвовали в основном учителя и директора нескольких местных сельских малокомплектных школ, местная активная молодежь, мастера народных промыслов, а так же В.С. Софрыгин — представитель Управления образования Устьянского района, Д.А. Славинский, доцент кафедры «Экологическая безопасность и устойчивое развитие регионов» СПбГУ, А. Кулясова и А. Овчинников ЦНСИ, Санкт-Петербург – в общей сложности более 30 человек.
В ходе семинара были сделаны доклады:
- «Что такое «цивилизационный слом»? Показ русской версии научно-популярного мультфильма «There’s No Tomorrow» (Завтра не будет)»
- «Пределы роста и кризис устойчивости. Миссия сельских сообществ в формировании новой цивилизации»
- «Социальный заказ на школу деревенского хозяина, законодательные возможности такой школы»
- «Опыт коммун Макаренко»
- «Сельская школа для устойчивого развития территории»
- «Организационные возможности создания Школы деревенского хозяина»
- «Песенно-музыкальные традиции Устьянского района»
Провели работу в малых группах по созданию образа Школы и дискуссии «Сельская школа: образ будущего», «Как возможно применить опыт в нынешней школе?» и «Традиция и воспитание детей в школе деревенского хозяина».
Резюмируя можно сказать, что наметилось два основных пути реализации Школы ДХ.
- Первый является адаптацией существующей общеобразовательной программы к социальному заказу путем создания дополнительных модулей и использование вариативной части программы для большего взаимодействия с мастерами. Такие модули при поддержке местных органов образования получат не только материальную поддержку за счет тарификации и разумным обеспечением расходными материалами, но и методическую. Так было принято решение прикреплять к мастеру учителя-тьютора для обеспечения педагогической поддержки, включая составление программы модуля.
- Второй путь, который едва ли может быть массовым, но вполне возможным для сельской местности – перевод учеников на семейную форму обучения и, взаимодействуя с учителями (репетиторами) по основной общеобразовательной программе, развивать необходимые знания умения и навыки в рамках местного сообщества с привлечением мастеров.
Были намечены конкретные шаги по реализации по первому пути таким образом, чтобы уже в мае 2013 дети совместно с родителями смогли выбрать на следующий учебный год интересующие их модули. Так же обсудили проблемы и возможные способы их решения для второго пути.
Думаю, что можно утверждать, что цель достигнута, но диалог продолжается и не только в Устьянском районе. Продолжение темы ожидается в Летней Золотице в конце марта.
И.Умрихин, участник, сельский учитель, СРП «Благодать»