РЕЗОЛЮЦИЯ «круглого стола» представителей общественных организаций экологической и социальной направленности по обсуждению проекта лесной политики России 20-21 июня 2012 года, Подмосковье

20-21 июня Всемирный фонд дикой природы (WWF России) организовал заседание второго «круглого стола» для представителей общественных организаций социальной и экологической направленности по обсуждению проекта лесной политики России с целью сформулировать поправки и предложения для внесения в текст проекта. В работе «круглого стола» приняли участие следующие общественные организации:

Алтайская краевая общественная организация «Геблеровское экологическое общество»;
АНО «Центр независимых социологических исследований»;
АНО «Центр экологических инноваций»;
Архангельская молодежная общественная экологическая организация «Этас»;
Всемирный фонд дикой природы (WWF России), представители Алтае-Саянского и Архангельского отделений;
Камчатская региональная общественная организация «Камчатская Лига Независимых Экспертов»;
Кемеровская региональная общественная организация «Агентство исследования и сохранения тайги»;
Коми региональный общественный центр «Серебряная тайга»;
Красноярское региональное экологическое общественное движение «Друзья сибирских лесов»;
Международный социально-экологический союз;
НП «Прозрачный мир»;
община КМНС «Яун-Ях»;
профсоюз работников лесных отраслей;
Российский национальный офис FSC, представитель в Сибири и на Дальнем Востоке;
Союз охраны птиц России;
Торгово-промышленная палата Российской Федерации;
Экологическая общественная организация «Бюро региональных общественных кампаний».
В работе «круглого стола» участвовали также представители Рослесхоза, ВНИИЛМа, Ассоциации лесопромышленников Финляндии, эксперты Всемирного банка.

Этот «круглый стол» стал очередным этапом в общественном обсуждении лесной политики России. В конце ноября 2011 года Общественный экологический совет при Рослесхозе принял решение о начале разработки лесной политики России с участием заинтересованных ведомств, общественных организаций и представителей лесного бизнеса. При Рослесхозе была сформирована рабочая группа представителей заинтересованных сторон для разработки текста проекта лесной политики России. На заседании первого «круглого стола» общественных организаций экологической и социальной направленности, который организовал WWF России в декабре 2011 года, для участия в этой рабочей группе были выбраны представители. Рекомендации, разработанные участниками «круглого стола», легли в основу экологических и социальных положений проекта лесной политики России, который был обнародован на очередном заседании Общественного экологического совета 23 марта 2012 года и представлен на Всероссийском форуме работников лесного комплекса 29 марта 2012 г. Документ обсуждался на форумах профессионального сообщества, в сети Интернет. Кроме того, 16 апреля 2012 года WWF России провел обсуждение проекта лесной политики на ежегодном собрании членов Ассоциации экологически ответственных лесопромышленников. Предполагается, что обсуждение лесной политики России завершится в октябре этого года.

Лесам России угрожают пожары, незаконные рубки, застройка, деятельность горнорудной промышленности, чрезмерная эксплуатация доступных лесов и стремительное продвижение лесозаготовок в малонарушенные массивы. Эти и другие проблемы вызывают серьезную обеспокоенность экологических общественных организаций, организаций, защищающих права и интересы коренного и местного населения, профсоюзов. При разумном, устойчивом управлении леса могут и должны быть возобновляемым источником ценных древесных и пищевых ресурсов и экологических услуг, в том числе чистой воды и воздуха, всегда оставаться неотъемлемой частью окружающей среды, традиционного природопользования, местом жизни и работы миллионов россиян. Лесная политика России, которую Рослесхоз разрабатывает при активном участии WWF России и других неправительственных организаций, способна совершенствовать лесное законодательство, обеспечить устойчивое управление лесами с участием общественности, станет своего рода лесной конституцией страны.

Лесная политика – это принятый правительством страны документ, составленный на основе соглашения, достигнутого в результате переговорного процесса между правительством и заинтересованными сторонами по определению направленности и принципов предпринимаемых действий по развитию лесного сектора, устойчивому использованию и сохранению лесов во благо общества в согласии с национальной социально-экономической и экологической политикой (ФАО, 2010).

Лесная политика представляет собой основу для устойчивого ведения лесного хозяйства страны и успешного развития лесного сектора в целом. Она призвана направлять текущие и будущие решения в сфере управления лесами, стать фундаментом для совершенствования лесного законодательства, разработки стратегий, программ и планов по лесам, обеспечить их согласованность и направленность на достижение общих целей. По данным ФАО, более 140 стран заявили о разработке и принятии национальных лесных политик, 76 стран приняли или пересмотрели свои национальные лесные политики после 2000 года.

Без эффективной лесной политики невозможно эффективно выполнять международные обязательства России, связанные с лесами, обеспечить целенаправленное реформирование законодательства и совершенствование практики ведения лесного хозяйства, сохранение и приумножение экономического, экологического и социального потенциала лесов в интересах нынешнего и будущих поколений жителей нашей страны.

Участники «круглого стола» приветствуют инициативу по разработке лесной политики России и направленность Рослесхоза на ее широкое обсуждение, считают создание проекта лесной политики и начало ее широкого обсуждения важной вехой в развитии российского лесного сектора. Тем не менее, по мнению участников «круглого стола», текст проекта лесной политики нуждается в серьезной доработке и развитии на основе обсуждения всеми заинтересованными сторонами лесного сектора, включая общественные организации. Участниками «круглого стола» были приняты следующие рекомендации.

Рослесхозу:

  • опубликовать информацию об обсуждении проекта лесной политики в популярных СМИ, а также организовать обсуждение проекта на региональном уровне, в том числе на базе региональных органов управления лесами и структур Рослесхоза в федеральных округах;

  • закрепить в тексте политики или отдельном документе (приложении) определения терминов устойчивого лесоуправления, отсутствующих в российском законодательстве, а также некоторых важных понятий, в частности «лес», без которого предмет приложения лесной политики не определен;

  • внести в текст политики целевые показатели ее реализации, которые должны быть достигнуты к 2020 году (Приложение 1), или разработать отдельные документы, в которых такие показатели будут обозначены;

  • внести в текст лесной политики положение об анализе эффективности ее реализации и о внесении необходимых корректировок каждые 5 лет для адаптации к возможным новым внешним и внутренним факторам динамически развивающегося лесного сектора;

  • сделать обеспечение безопасных условий труда в лесном секторе одним из приоритетов лесной политики России;

  • четко обозначить в тексте лесной политики недопустимость нецелевого использования защитных лесов, необходимость разработки для защитных лесов методов рубок и других лесохозяйственных мероприятий (в том числе в порядке ухода за лесами, их восстановления и защиты), имитирующих естественную динамику лесов и направленных на формирование разновозрастных многопородных насаждений, близких по своим защитным свойствам к естественным лесам;

  • обозначить возможность выделения особой категории «социальные леса», управление которыми должно самостоятельно осуществляться местным населением с обязательным контролем соблюдения действующего законодательства;

  • четко обозначить недопустимость изъятия из общего пользования лесов не только в густонаселенных районах страны, но и в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, старожильческого населения, установить в таких лесах особый порядок использования лесов, обеспечивающий сохранение исконной среды жизни и традиционного природопользования;

  • закрепить в проекте лесной политики приоритет сохранения биологического разнообразия лесов, а также недопустимость хозяйственной деятельности, способной оказать отрицательное влияние на популяции растений и животных, внесенных в Красные книги, и на среду их обитания; восстановить государственную экологическую экспертизу проектов документов лесного планирования и проектов освоения лесов; обеспечить соответствие лесохозяйственной деятельности на особо охраняемых природных территориях регионального значения целям их образования без причинения вреда объектам охраны;

  • дополнить текст лесной политики положением о том, что городские леса должны сохраняться и увеличивать свою площадь, о недопустимости использования этих лесов для заготовки древесины, а также для осуществления застройки и строительства линейных сооружений без учета общественного мнения;

  • внести в текст лесной политики положение о необходимости общественной экспертизы для всех проектов, связанных с государственной поддержкой лесопользования;

  • включить в текст лесной политики положение о создании механизма (системы) своевременного и полного размещения в открытом доступе информации о состоянии лесов и их использовании, в том числе документов лесного планирования, инвентаризации лесов, лесного реестра, об аренде лесов, чрезвычайных ситуациях в лесах. Данные о размещении арендованных лесов должны сопровождаться общедоступными картографическими материалами;

  • исключить из текста лесной политики положение о развитии дорожной сети или конкретизировать, что государство должно содействовать развитию лесных дорог только в староосвоенных (вторичных) лесах, когда это необходимо для ведения в них интенсивного лесного хозяйства;

  • включить в текст лесной политики положение, предусматривающее законодательное решение вопроса о лесопользовании разными лицами в разных целях на одном лесном участке;

  • отметить в тексте лесной политики, что государство должно поддерживать развитие фундаментальных и прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере лесного хозяйства и лесной промышленности, выступая основным заказчиком научных разработок в сфере лесного хозяйства и лесного планирования через механизм государственного заказа;

      • внести в текст проекта лесной политики положение об обеспечении независимости и непредвзятости результатов научных исследований, отвечающих стратегическим интересам государства, путем организации специального государственного фонда финансирования лесной науки, не связанного с коммерческими интересами, и путем использования механизмов общественного контроля, а также положение о целевой государственной поддержке системы лесного образования на различных уровнях – от школьных лесничеств до профильных техникумов, вузов и учреждений послевузовского образования;

  • направить текст лесной политики на литературную и техническую редакцию.

WWF России:

  • продолжить выполнение координирующей и объединяющей роли в обсуждении проекта лесной политики с учетом интересов общественных организаций.

Общественным организациям:

  • активно участвовать в обсуждении лесной политики России, выдвигать предложения по ее совершенствованию, организовывать обсуждение и сбор предложений по совершенствованию текста лесной политики на региональном и местном уровнях.

Рекомендации, принятые на «круглом столе», будут направлены в рабочие органы по разработке лесной политики России и опубликованы. Эти предложения и другие поправки внесены в текст проекта лесной политики (Приложение 2).

Приложения:
1) Целевые показатели лесной политики России до 2020 г.
2) Лесная политика России

Запись опубликована в рубрике Горячие темы, Социальные леса. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий