Тамера — комьюнити и исследовательско-образовательный центр в Португалии, одно из самых больших и устойчивых европейских экологических комьюнити. Они меняют мир, они анархичны, одно из направлений из деятельности Тамеры — мир без войны.
Поездка в Тамеру — первая поездка, которая произошла исходя из концепта улиц глобальной деревни и четвертого измерения. В описании предыдущих поездок этот концепт, это видение только складывалось, а теперь я уже знала, как это работает.
И все получилась. Знание того, где что происходит, основанное на опыте и Интернет- зове, срабатывает… нет , не на сто процентов — могут быть накладки, как однажды в Штатах, но в базовых вещах мир действительно устроен глобально и ты можешь встретить ценностно “своих” людей в любых точках земного шара.
Я давно туда хотела съездить, но так получилось, что поехала я туда совершенно спонтанно: в Тамере была первая introduction week, был апрель, кончалась виза . У меня «не срастались» более длинные выезды, а Тамера срослась: я купила билеты и на следующий день поехала.
Критик: да-да-да, не надо так уж, ты неделю сидела, складывала пасьянс из билетов, думала, как дешевле и надо ли заезжать в Испанию и в Грузию.
Я ехала, зная, что Тамера посылает знак. Как-то сидя у себя в экопоселении и думая, как формулировать новую парадигму, я зашла на сайт Тамеры и нашла фразу о том, что наша миссия — создавать мир, основанный на доверии, кооперации и любви вместо страха и насилия. Это был знак, он светился; люблю хорошие формулировки.
Прибытие
Знакомство с Тамерой началось с момента выхода из поезда — навстречу энергично пошла, улыбаясь, очень узнаваемая женщина с живым лицом и яркими глазами лет этак… 40-50-60-70 — я уже привыкла, что возраст таких женщин неопределим. Я обрадовалась: сразу стало понятно и что это человек из Тамеры и что такое Тамера. Абсолютно узнавался тип: такие женщины есть в других комьюнити, в Эсалене; в Индии, на Радуге — везде, где люди создают альтернативные образы жизни.
Нас оказалось много из поезда, кто ехал в Тамеру; большинство с рюкзаками и все узнаваемые; такие же, как на ЕвроРадуге, только чуть менее обтрепанные. Немедленно обнаружилось, что среди прибывших есть русскоговорящий Роберт — русский немец, в девять лет уехавший в Германию из Казахстана.
Нас рассадили в машины, и мы поехали. Тамера как путешествие началась — оставалось отдаться потоку. Едем… вокруг рощи и сады, насыпная неасфальтированная дорога, цветущие плодовые деревья (на дворе 20 апреля), стенд, встретивший по дороге …много цветов… озеро…
По дороге мы начали жадно знакомиться с подвозившим нас человеком — тоже из Тамеры. Говорили много (анархизм-капитализм-коммунизм и прочие “светские темы” 🙂); то, что запомнилось — мягко произносимое «у нас все гибко» в ответ на какие-то точные вопросы, что тут и как.
Приехали! География комьюнити в первый момент приезда показалась очень понятной, а само поселение — небольшим. Простое маленькое здание ресепшна, как в Эсалене, только попроще. Большой навес, под ним столики, рядом много цветов и они удивительно пахнут; простые деревянные лавочки снаружи; вход; удобные диваны внутри. Побросав рюкзаки, мы пошли оформляться. Нас встретили улыбчивые люди, предложили чай, мы познакомились — мальчик из Израиля, все очень душевно и уютно. Девушка на ресепшене явно смущается, когда после короткой анкеты просит «решить финансовые вопросы».
И вот мы идем заселяться: по соседству с ресепшн гостевой дом — большое помещение, в котором расположены комнаты для сна (дормиторий, много кроватей в большой комнате) и комнаты для занятий и еды. Дормиторий очень милый и тоже много всего напоминает. Я, естественно, сначала все перепутала и пошла в мужское отделение (синие простыни и одеяла), и только потом нашла женское (салатовые простыни, желтые одеяла).
Снаружи — много столов, тоже под навесом, как на ресепшене. Оказывается, зима в Португалии — это ноль-плюс десять и дожди-дожди.
Душ с горячей водой, в котором просят пользоваться только органическими моющими средствами, потому что вода из душа впоследтвии участвует в выращивании растений. Знаменитый компостный туалет.
Курилки. Некоторые участники комьюнити и гости непринужденно курят. Для меня это важно, т.к. я курю, и радостно было видеть, что здесь нет нетерпимости к сигаретам — так же как и к алкоголю в умеренных дозах. Да и вообще тут не очень много нетерпимости 🙂. Только просят не курить вне отведенных мест, т.к. в Португалии жарко, и они вынуждены быть очень осторожны с огнем.
Рядом с курилкой некошеная трава, высокая, утром она в росе.
Забавно — двадцатое апреля; трава по российским меркам поздне-июньская, и одновременно цветут яблони, которые в России цветут в середине мая.
И много цветов. Цветы — глаза души.
Начало
Группа у нас интернациональная: человек 30 — много народа из Германии (естественно, Тамера — изначально немецкое комьюнити), из Португалии только три человека, немного, кстати; народ из Швейцарии, Австрии, Франции, США, Канады, Швеции, Турции, Польши.
Первая встреча, презентация недели… В этот день Тамера показалась мне достаточно маленькой.
Мне было досадно и не сиделось на месте: я с детства не люблю официальные мероприятия — тем более официальные мероприятия в комьюнити. Я, будучи лучшей студенткой, в двух институтах всегда сбегала с лекций — а, будучи преподавателем, всегда говорила студентам, что обучение — это активная практика, а не впитывание текстов, который написал кто-то другой.
А на следующий день Тамера начала постепенно расти… я знаю этот эффект в связи с Радугой: врастание в живое бытие. Дело не только в том, что мы встречались с разными людьми, много ходили по Тамере и разные участники комьюнити нам все показывали. Дело в том, что ты постепенно начинаешь врастать в бытие тех людей, к которым ты приехал — и, если в этом задействованы твое сердце и душа, то, что было плоским образом или словами на экране, постепенно начинает становится реальным и заполняет тебя.
Оказалось, что Тамера — огромная, с аллеями и разнообразными домами, с большим количеством разных пространств.
Нам рассказывали о том, как и о чем происходит еда в Тамере; о детях и о школе, о системе использования воды и о солнечных технологиях; о садах Тамеры и производстве семян; о пермакультуре и рукотворных озерах; об экономике сообщества и о том, как работают компостные туалеты; о ценностях и философии сообщества; о свободной любви и работе ради мира; об истории Тамеры. и миротворческой работе в Португалии и Палестине. Всего было такое количество, что день на четвертый группа начала покряхтывать от количества загружаемой в нее информации. Но все честно продолжали ходить, и я, хотя иногда хотелось свалить.
Каждый день новые люди нам рассказывали новые принципы и истории, и эти истории входили в нас, даря новые открытия, образуя новые области смысла и рождая, в результате — Присутствие.
Это и есть образование.
Как устроена Тамера? География.
Хочется придать повествовованию плотность — поэтому описываю, как все устроено.
На въезде в Тамеру расположен культурный центр — пространство с баром и помещением для встреч и танцев. Собственно, культурный центр тамеровцы так и называют «бар», посмеиваясь над собой по этому поводу; и это — один из примеров того, что здесь не любят «фасада» и неправды.
Кроме бара, в культурном центре наличествует много чего: большая открытая круговая площадка для встреч и презентаций с лавочками; книжный и сувенирный магазин; теннисные столы и волейбольная площадка; крытое место для барбекю; компостные туалеты; сараи для хранение полных и пустых ящиков с пивом. Пиво здесь очень практикуется. Рядом с баром — площадка для костра с лавочками, и по вечерам, когда бар открыт, там всегда горит костер и вокруг него сидят люди.
От культурного центра идет дорога, недалеко от которой находится Ayла — большое помещение с зеленой крышей, координационный центр общественных собраний, в котором происходят основные встречи комьюнити и церемонии.
Далее по дороге нас встречает ресепшн (там вай-фай) и гостевая зона: с помещениями для сна, с обеденной зоной и комнатами для занятий. Она расположена недалеко от душей и туалетов, которыми, как я поняла, пользуются все участники комьюнити, живущие рядом. Недалеко от этого расположена гостевая зона для тех, кто на собственных машинах или кэмперах и гостевые домики.
Отдельно существует детская зона — со школой, детским садиком, «домом для детей», где дети с определенного возраста могут жить отдельно от родителей, если сами захотят, большой юртой для танцев и прочих занятий. Юрта расположена на берегу: у детишек «отдельное озеро» для купания: там, как мы видели, купаются только они; гостям предлагается другое озеро.
Все это находится в долине, в окружении озер и садов, а на соседних холмах, в «таинственных зарослях» расположены жилые домики и кэмперы, сады и огороды и различные тематические зоны.
Каждый день нас водили по новым тропинками, и каждый раз за очередным холмиком, за очередным зеленым пригорком оказывался новый жилой и рабочий сектор. И я совсем не уверена, что мы видели все: как я уже писала, Тамера очень большая, и люди, насколько я поняла, живут, объединенные в отдельные социальные кластеры.
Мы были: в детской зоне; в зоне технологий (кухня с готовкой пищи на биогазе и посредством большого зеркала);
В теплицах (их много);
В трех садах (это выделенные сады; вообще Тамера вся — один большой сад);
В зоне работ над регенерацией леса. Там мы даже поработали: пололи саженцы деревьев, которые готовят к высадке;
В арт-зоне, где живут местные художницы и проходят арт-классы;
В зоне peace work, где идет основная работа ради мира и находится помещение под прекрасным названием political asram; в сакральном местах — в каменном кругу, где в камнях воплощены 96 архетипов комьюнити; в живом зеленом сердце Тамеры — Terra Deva (фотографий внутри нет, ибо сакрально).
Мы ходили мимо явно «индустриальных» зон с множеством машин и тракторов;
мимо жилых зон, состоящих как из жилых милых домиков, так и из ряда кэмперов.
Как нам объясняли, люди продолжают жить в кэмперах потому что Тамера до сих пор ведет переговоры с правительством о продлении лицензии на жилищного строительства, и пока строительство новые капитальных строений приостановлено.
Все организовано по уму.
Особенно интересно наблюдать, как сообщество в своем творчестве новой реальности создает уникальные истории, свойственные именно ему, соединяя разные дискурсы в новое единство, свойственное именно Тамере. Например, здесь есть специальный dog house, где живут собаки и где можно на время оставить собак гостей, такая «собачья гостиница». В нем проводят занятия с собаками, в том числе с собаками питомцев.
На меня сильное впечатление произвел Herbal House — чудесно расписанный домик в окружении цветников, в котором живут женщины, занимающиеся выращиванием и сбором целебных и пряных трав, а political ashram — политический ашрам — прям заворожил (что это такое — смотри ниже).
Завершение первой заметки: Что-то все, что я хочу сказать про Тамеру, у меня не влезает в одну заметку; пусть эта заметка будет первой; будет экспозицией.
Мне не хочется описывать сакральные переживания в лабиринте камней и в Тerra Deva; они очень личные. То. что приходит «оттуда», из личной сакральности, в эту заметку — это то, что вот именно «психоархитектура» Тамеры, так простецки мной описанная в этой части — и есть то, чем я хотела поделиться прежде всего.
Она не является сакральной — и это важно; она является формой, уже созданной культурной формой, к которой можно относиться: критиковать (что?), восхищаться (чем?); копировать (что?). То есть той формой,с которой можно производить физические и психические действия; и это возможность действий — на сегодня мой объект интереса.
(А дальше мне надоело писать, я выложила написанное в фб и попросила вопросов. И, спасибо, вот)
Олег Муромцев: Кира, интересно очень — как принимают решения, какая модель собственности, как построено сообщество, сколько постоянно живущих, какая атмосфера, сколько Тебе это стоило, на каких условиях можно приехать?
Поехали: В Тамере постоянно живет около 170 человек, и, как они говорят, формализировать процесс приема в комьюнити они начали только 3-4 года назад; до этого каждый раз это была индивидуальная история. Подробнее опишу в следующей заметке. Атмосферу я бы назвала мягкой, слегка загадочной — ибо вся Тамера зеленая, «в таинственных зарослях», территория огромная, и людей на ней ты видишь нечасто. 🙂 Когда же люди появляются — мягкость, доброта и приятие на их лицах не вызывают сомнения.
Участники комьюнити участвуют в проектных группах (исследования, образование, миротворческая работа, строительство, технологии, еда, дети, садоводство, восстановление лесов и т.д.). Причем , как я поняла, у каждого участника несколько проектов, в которых он участвует. При желании проектные группы можно менять. Решения принимаются коллегиально, но я не знаю, можно ли использовать слово «консенсус», они используют другое слово. В Тамере очень разветвленная структура, и там сложно устроенная разработанная система канселов (сouncilы): женский, пленарный, по планированию, социальный и т.д.). Это слово мы на Радуге не переводим: кансел и кансел, круг по принятию решений. Забавно, что если все же переводить, то прямой перевод — Совет, и ассоциации соответствующие — к большому разговору 🙂. Предложения и решения отдельных канселов стекаются потом в общий круг. На сайте они используют следующие формулировки: «We make decisions through a consent-based grassroots system, working with various councils. The keys to sustainable group decision-making are shared goals and values, transparency and trust and character and consciousness work in line with our ethical guidelines.» Я так перевела: “Мы принимаем решения на основе стихийной, народной (слово клевое — grassroots; корни травы) системы, основанной на согласии (забавно, что там слово слово consent, не consensus), работающей с различными канселами. Ключами к принятию устойчивых групповых решений являются общие цели и ценности, прозрачность и доверие, а также работа с сознанием и характером в соответствии с нашими этическими принципами.” Модель собственности — тут сложно, у них же очень разветвленная деятельность. В Тамере основа концепта жизни — “исцеляющий биотоп”; концепт исцеляющего биотопа разработан и описан на сайте. Тамера моделирует будущее — поэтому, как они говорят, модель жизни будущего в таком биотопе плохо влезает в существующие правовые рамки. Вот что они пишут на сайте: » На данный момент не существует структуры правового управления, которая соответствует сложности возникающего исцеляющего биотопа. Наш правовой статус и экономическая модель состоят из двух ассоциаций, которые владеют равными долями бизнеса. Другими словами, мы имеем общинное владение некоммерческим социальным предприятием. Компания ILOS, Центр исследований мира, Lda. владеет имуществом и инфраструктурой Tamera. Он отвечает за: управление и обслуживание; планирование и лицензирование; управление водными ресурсами и землепользованием; предоставление совета и проживание для наших курсов, управление финансовым управлением некоторыми из наших курсов. Все доходы ILOS используются для покрытия своих расходов или реинвестируются для достижения цели бизнеса. Таким образом, «бизнес» — это некоммерческое социальное предприятие (которое еще не существует как формальная категория в Португалии). Есть две ассоциации, которые являются равными акционерами в ILOS, и они управляют финансами семинаров — они способствуют финансированию соответствующих исследовательских и образовательных мероприятий.Другие расходы финансируются за счет пожертвований и грантов.Каждый человек в сообществе является членом одной из ассоциаций. Это означает, что сообщество коллективно владеет имуществом, инфраструктурой, всеми проектами Tamera и принимает участие в принятии управленческих решений. Ни один человек не может продавать, покупать или иным образом передавать акции Tamera.» Нам объясняли, что каждый человек в Тамере может свободно выйти из сообщества и вынуть свой «пай» (по-простому, продать свою собственность). Верно и обратное: если вы хотите вложить деньги и купить… вот тут я не поняла, что… то ли акции, то ли просто недвижимость в счет акций — то это будет даже выгоднее, чем делать то же самое в обычном правовом поле. Еще они рассказывали, что за счет не до конца определенного правового статуса предприятия (там недаром слово «бизнес» взято в кавычки), иногда бывает удобнее пользоваться наличными, а не кредитками.
Приехать в Тамеру можно разнообразными способами:
- В открытый сезон каждую субботу у них «Дневной визит» такой «день открытых дверей»; можно остаться на ночь за 30 евро с кормежкой.
2. Существует куча учебных курсов: собственно, это миссия Тамеры, образование. Это довольно дорого — неделя в Тамере стоила 615 евро
3. Существует так же возможность волонтерства — на кухне или (сезонно) в саду (Work Study). Это стоит 20 евро в день с человека; волонтеры работают 5 часов в день, живут в дормитории и едят в столовой. В Темере говорили, что люди на кухне нужны всегда. Для волонтеров существует специальная образовательная программа по интеграции в сообщество.
4. И есть отдельные события (праздники и фестивали) — все расписание есть на сайте.
Экспозиция закончена. “Тамера внутренняя”: результаты моего с ней диалога вот здесь: https://www.facebook.com/notes/кира-богословская/тамера-внутренняя-самобразование-результаты-диалога/1841399225880345/