В 2011 году мы с Фёдором Лазутиным были на месячных «курсах дизайна экопоселений» (EDE, Ecovillage Design Education) в Германии, в экопоселении Зибен Линден. Курсы были не очень интересными: нам не повезло с местными организаторами, от которых зависит конкретное содержание курса. Но зато это был потрясающий опыт интернационального общения с интереснейшими людьми со всего света. На курсах было 44 человека из 20 с лишним стран. Фёдор впоследствии написал три статьи по следам взятых им интервью. Наша группа и сейчас, при случае, обменивается новостями и достижениями. А с некоторыми людьми из группы у меня за эти годы сложились дружеские отношения. Например, с Рамой.
Холмы вокруг Ситхартха виллидж
Рама из Индии, она живет с сыном в Бангалоре, а её муж Джон живет и работает в южной Ориссе. В этом году мы вместе с Рамой и её сыном поехали гостить в Ориссу, в экологический ресорт (дом отдыха) Джона. Называется этот ресорт – Сидхартха виллидж (Деревня Сиддхартха). Здесь на 12 гектарах красной плодородной земли расположена органическая ферма и центр экотуризма и биоразнообразия, а также семинарский центр, в котором ежегодно проводятся такие же курсы, как и те, на которых мы познакомились с Рамой: ферма Джона аккредитована в качестве одного из центров обучения EDE.
Червятники
Наверное, здесь уместно сказать несколько слов о самих курсах EDE. Эти курсы были разработаны институтом «Образование Земли» (Gaya Education) в шотландском экопоселении Финдхорн и запущены с 2005 года в 34 странах на всех континентах. Целью создания курсов была помощь людям, заинтересованным в создании устойчивых поселений, и просто пропаганда природо-дружественного образа жизни в малых сообществах. Было определено четыре направления обучения для достижения холистической (целостной) устойчивой жизни на земле. Эти направления: экология, экономика, социум и культура. Именно этим четырем составляющим следует уделять равно пристальное внимание для того, чтобы создать процветающее малое (да и не только малое) сообщество. Курсы проводятся на площадках экопоселений и органических ферм, аккредитованных Gaya Education. Обычно часть курса посвящается практическому изучению пермакультуры и органического земледелия, — именно поэтому курсы проводятся на базе уже действующих органических ферм или пермакультурных поселений.
Кроме международных курсов в Сиддхартха виллидж проводятся EDE для местных племен. Собственно, сам проект начался 23 года назад именно с тренингового центра для женщин из окрестных деревень, где проживают местные племенные народы. Предысторией было то, что Джон в свое время получил грант на изучение жизни местных племен. Постепенно он стал участвовать в проектах помощи этим людям. Направленность первых курсов была скорее психологическая. На месячные тренинги собирались по 25 женщин из разных деревень, и в ходе жизни одной большой семьей они ставили и решали вопросы самоидентификации, жизненных целей, осознанности, разрешения конфликтов. Затем эти женщины возвращались в свои деревни и организовывали местные женские организации для взаимопомощи внутри деревни. Так появилось 54 деревенские женские организации, 20 из которых к настоящему времени стали уже самостоятельными, а остальные всё еще требуют поддержки со стороны, от различных фондов и некоммерческих организаций. Вскоре тренинги стали также ставить цель превращения местных деревень в экопоселения, пропаганды экологически устойчивой жизни. В результате этого движения в Индии появились уже около 200 экопоселений. В поселениях главный акцент – на производстве собственной органической продукции для своих нужд, также расширение спектра культур для восстановления утерянного биоразнообразия. Не так давно организация Джона при поддержке шведского гранта начала еще один проект, который называется «Вырасти свою еду». В нём экспериментально участвуют 750 семей из окрестных деревень, и в рамках проекта эти семьи обучают, как разумно организовать пермакультурный огород для полного снабжения своей семьи органической сельскохозяйственной продукцией. На мой вопрос – разве они не выращивали свою еду уже и до этого? – Джон объяснил, что транснациональные корпорации уже проникают в эти регионы и отучают местное население от традиционного хозяйствования, отлучают от земли. Вспоминая разговоры с африканцами на нашем Германском тренинге, я не удивляюсь, потому что жизнь уже многократно показала, что 20-25 лет, или одного поколения, выращенного не в традиции, оказывается достаточно, чтобы деревенские люди полностью утеряли связь с землей. Собственно, и в России мы видим то же самое.
Также Джон объяснил, что в деревнях очень косно подходят к вопросам питания. Еда скудная – питаются в основном рисом и бобовыми, пренебрегая овощами и фруктами. Организация Джона сейчас снабжает деревни семенами пшена и других культур, ведет разъяснительную работу об их пользе. Правда, поменять привычки людей трудно, и почти все новые культуры, которые племена уже выращивают, они пускают на продажу, сами не едят. Ну, как минимум, это помогает им экономически.
Существовавший вначале на грантовые деньги, тренинговый пермакультурный центр Сиддхартха виллидж лет 10 назад практически отказался от грантов и стал самоокупаемым. Деньги поступают от продажи сельскохозяйственной продукции, от международных семинаров и от трёх ресортов (два здесь, в Ориссе, и один в Керале). Туристы живут в небольших коттеджах, построенных с использованием элементов традиционных методик строительства и Васту. Около 20 коттеджей появились в Сиддхартха виллидж лишь пять лет назад. Они квадратные и круглые, построены из местного необожженного глино-песочного кирпича, со сводчатой крышей, покрытой черепицей, и пирамидой в центре. Джон рассказывал, что эта пирамидальная конструкция использовалась издревле в традиционных домах в Керале, и что она помогает накапливать в доме энергию. Правда, это полезно только в случае, если человек тратит много энергии, занимаясь физическим трудом. Иначе, при постоянном проживании в таких домах и малоподвижном образе жизни, могут случиться проблемы – уже от избытка энергии. Но пожить в таком доме короткий период времени – очень полезно. Электричество, используемое в Сиддхартха виллидж – исключительно от солнечных батарей, и горячая вода – из солнечных коллекторов. Отдыхающие люди и участники семинаров и других мероприятий питаются тут органической едой, выращенной здесь же, едят только овощи и фрукты по сезону. Тут выращивается всё необходимое для питания, включая рис, все специи, и даже кунжут, из которого жмут растительное масло. В хозяйстве есть лошади, 40 коров, гуси, куры, попугаи. Животных здесь не едят, питание вегетарианское, а скотину держат для производства биогаза и удобрений, и для удовольствия от биоразнообразия. Производство биогаза, кстати, для Индии – тема отнюдь не новая, в этой стране им пользуются на деревенских кухнях уже многие столетия, это только для западного человека экологическое диво. Туристов сюда привлекает не только перспектива ознакомиться с местным биоразнообразием и поесть здоровую пищу, но также само прекрасное место – долина в окружении холмов и гор, с чистым воздухом, птичьим пением и бескрайним зеленым раздольем, по которому так скучают жители больших, шумных и грязных индийских городов.
Джек фрукт, в зрелом виде будет с баскетбольный мяч
У Джона на ферме растет немыслимое разнообразие деревьев, как местных пород, так и привезенных со всех концов света: например, грецкий орех из Австралии, красные бананы из Кералы, Бразильский сорт папайи. Здесь растёт любимая Шивой рудракша, много сортов манго, множество сандаловых деревьев, из которых Джон сам посадил штук 20, а дальше, как он рассказывает, рассадкой занялись птицы, и теперь уже с сотню сандаловых деревьев украшают участок по всему периметру. Недавно Джон стал экспериментировать с выращиванием разных сортов кофе. В саду растет авокадо, и даже помидорное дерево: это итальянский вид древесных помидоров, насколько мы поняли, многолетник. По территории разбросаны огороды, в которых в соответствии с принципами пермакультуры растут вместе разные овощи, травы и цветы.
Телёнок родившийся за день до нашего приезда
Про коров стоит сказать отдельно. При наличии 40 коров в хозяйстве молоком и молочными продуктами нас не баловали, и курд (индийский кисломолочный продукт) давали покупной. Дело в том, что местные люди, которые ухаживают за этими коровами, молоко в пищу практически не употребляют и коров не доят, говоря, что нехорошо отнимать молоко у теленка. Все разъяснения о том, что чем больше корову доишь, тем больше молока она даст, и его хватит всем, пока ни к чему не приводят. Зато из всего остального, что из коровы выходит, здесь не пропадает ни капли. В коровнике пол построен таким образом, что вся коровья моча сливается в одно место и по трубе поступает в специальный накопитель, откуда ее берут для производства удобрений, полива компостных куч и т.д. Навоз сначала идет на производство биогаза. Система потрясающе проста. Навоз с водой заливается в емкость, откуда она поступает в другую, к которой прикреплена трубка для отвода газа. Вся пища на ферме готовится на биогазе. После того, как газ от брожения навоза выходит, его излишки самотеком поступают в еще одну емкость и оттуда в специальный бассейн. Удивительно было убедиться, что эта черная жижа в бассейне совсем не имеет запаха – ведь пахнет метан, который уже весь использован на кухонных горелках. Оттуда уже навоз, не имеющий запаха, берется на компостные кучи и в огород.
Компостная куча
Нам показали штук десять разных приспособлений и способов приготовления компоста и жидких органических удобрений для вегетативного опрыскивания для разных целей: стимулирования роста и цветения (так называемые растительные гормоны), для защиты от вредителей, просто удобрение. К примеру, для производства растительного пестицида они берут 12 горьких и ядовитых трав, складывают их в большой горшок, добавляют коровью мочу, воду и выстаивают 21 день, ежедневно мешая палкой три раза в одну сторону и три в другую. Для гормональных удобрений (для роста) берутся цветущие растения, так как гормоном служит пыльца. У нас его можно делать из одуванчиков. Червей для червятников они разводят в горшках, куда на дно складывают битый кирпич, затем гравий, затем слой песка и далее биомассу и вымоченные в воде и выжатые комки газетной бумаги, которую черви очень любят. Ну, и, конечно, запускают туда несколько червей. За пару недель в теплом индийском климате эти черви размножаются в количестве достаточном для запуска в компостную кучу.
Удобряющая куча
Ниже я опишу несколько увиденных методик органического земледелия.
Картошка на вертикальной грядке. Это вертикальная конструкция, состоящая из четырёх вертикальных палок высотой примерно 1,5 – 1,7 м, очерчивающих квадрат величиной примерно 1 м2. Внутрь квадрата насыпается плодородная земля и сажается картошка. Когда она вырастает примерно на полметра, к вертикальным палкам приколачивается фанера, чтобы получился вертикально стоящий ящик
высотой примерно 25 см. на эту высоту туда досыпается плодородная земля и подсаживается еще картошка. Ранее посаженная тоже продолжает расти и на засыпанных землею стеблях появляются дополнительные плодоносящие корни. Далее, эта процедура повторяется несколько раз, ящик все наращивается фанерными стенками кверху и подсаживается новая и новая картошка. Далее, примерно через 6 месяцев (в условиях Индии) фанера убирается и из земли достается 1 ц (100 кг) картофеля. С одного, заметьте, квадратного метра территории. Про этот способ я слышала уже давно, от одного норвежско – колумбийского эко-активиста. Видела фото. Его вертикальная грядка составлялась из автомобильных покрышек, и он картошку не подсаживал – просто одни и те же стебли тянулись и тянулись в высоту, и от засыпанного новой землей стебля все тянулись и плодоносили все новые и новые корни. Его вертикальная грядка успешно росла в холодной и малосолнечной Норвегии, так что опыт этот можно перенимать и использовать и нам, в России.
Вертикальная грядка с картошкой
Пермакультура по традиционному рецепту (1). Эти грядки – миниатюрные «лесосады», становящиеся нынче такими модными в среде эко-активистов. Выглядит она как красивая клумба, состоящая из круглых, диаметром примерно 1м, грядок, замульчированных, слегка углубленных к середине и приподнятых по краям, выложенным камнями. В каждом из этих кругов посажено деревце (папайя), ползучее растение (к примеру, тыква, или несколько кустиков окры) и одно вьющееся кверху (бобы). Такое сочетание позволяет экономить место, удерживать влагу (этому способствует и мульча, и, в дальнейшем, листья ползучего растения). А камни по краям грядки нагреваются под Солнцем и отдают тепло по ночам.
Пермакультура по традиционному рецепту (2). Грядка вокруг удобряющей кучи. В середине грядки делается круглая конструкция (по типу плетня), или просто складывается вертикальная куча из биомассы (мульча, навоз, туда же выливается коровья моча), а вокруг неё высаживаются плодовые культуры. В эту кучу лишь раз в неделю (!) выливается ведро воды, но по ходу подкладывается навоз и коровья
моча. Растения, растущие вокруг, не поливаются – им обычно достаточно этого ведра раз в неделю. Только в очень засушливые периоды растениям требуется дополнительный полив. Смысл такой грядки – в том, что земля под культурными растениями не удобряется напрямую, но при этом получает необходимое количество удобрения и разрыхляется червями, привлекаемыми удобряющей кучей с мульчой и навозом. Также, в ней можно использовать свежий навоз, который сжег бы культуру, если бы был положен прямо в грядку. При этом цветная капуста, растущая вокруг такой кучи, была раза в три выше и здоровее чем та, которую мы видели на других грядках. Но главное, как объяснил Джон – при такой методике выращивания сама земля в диаметре 2-3 метров вокруг кучи восстанавливает своё плодородие и исцеляется.
Теплицы. Как ни странно, в Индии тоже есть теплицы. Здесь их используют для защиты от прямых солнечных лучей и от ливней, также в такой теплице влага дольше удерживается в земле. Кроме обычных конструкций теплицы мы увидели тут подземную теплицу: вырывается большая яма, куда ведут вырытые в земле ступени, а полиэтиленовая крыша теплицы находится на уровне земли. Преимущество такой теплицы – в стабильности температуры. Думается, что в наших условиях тоже можно использовать эту идею, для выращивания зеленых листовых овощей, типа шпината, которые могут расти и при низких температурах.
«Деревянные» грядки. Пару лет назад в этом месте прошел сильный ураган, сломавший очень много деревьев. Джон гордо говорит – в нашем хозяйстве используется абсолютно всё, каждая мелочь, ничего не пропадает. Так и все древесные отходы были сложены в грядки и засыпаны землей. В этих местах такие грядки особенно ценны, так как дерево накапливает влагу в период дождей и удерживает ее очень долго, много месяцев. Мы сами убедились в том, что земля в этом «деревянном» огородике выглядела гораздо более влажной, чем вся остальная.
Ну вот, наверное, и всё, что бросилось в глаза неискушенному в фермерских делах человеку. Для более подробного изучения опыта пермакультурного центра интересующиеся могут приехать в Сиддхартха виллидж на курсы EDE, которые там регулярно, 1-2 раза в год, устраиваются. В заключение хочется пожелать Джону и его организации успехов в реализации его дальнейших смелых замыслов и планов по созданию «органической Индии».
Ляйсан Мирзагитова
Благодарю, Ляйсан, за твой подробный рассказ. Обязательно буду использовать на своем огороде питательные кучи. Статью вывешу в Общем Доме, чтобы поделиться со всеми столь ценной информацией.