В данной статье будут кратко описаны результаты, ход написания и сопутствующие размышления о дипломной работе на тему «Самосознание экологических поселенцев», выполненной одним из участников Доброй Земли Дмитрием Соловьёвым в 2014-2015 годах. Автор не претендует на абсолютную истинность и уникальность полученных выводов и приглашает к дискуссии не только на тему научного описания феномена экопоселений в разных аспектах и подходах, но и об идеях, смыслах и целях движения эко-поселений, о ценностях и задачах самих поселенцев.
Весной 2015 года я заканчивал факультет педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, поэтому передо мной остро стоял вопрос о написании выпускной работы. Не хотелось брать какую-то обычную в таких случаях тему, да и мой многолетний интерес склонял меня к исследованию жителей поселений.
Я пишу эту статью спустя уже больше года после защиты диплома, в прекрасные летние деньки, в моём доме в Родном и хочу поделиться своими ощущениями о проделанной работе и получившихся по моему мнению интересных выводах. Некоторые из них, возможно, Вам покажутся сомнительными или даже абсурдными. Конечно же, результаты этого исследования, как и любой другой исследовательской работы, не являются абсолютной истиной. Цель моей статьи – дать повод для дальнейшей дискуссии об идеях, смыслах и целях движения экопоселений и родовых поместий и конечно, прежде всего, о судьбах самих поселенцев.
Итак, взялся я за неблагодарное дело: как говорилось в одном мультфильме, решил всех сосчитать. Но это означало не только получить точные данные (возраст, пол, семейное положение, уровень образования), а прежде всего ответить на сложный вопрос , есть ли различия в чувствах, мыслях, ценностях, мотивах у поселенцев и жителей городов. «Но как можно просчитать душу?» — возможно, спросит кто-нибудь из читателей. На этот вопрос можно ответить следующим образом: Да! Наука всегда пытается рассмотреть любые факты и феномены нашего мира, проанализировать, сделать закономерный вывод об их сути, и нашла она по её мнению объективные на то методы (в данной статье описание этих методов опущено, чтобы не усложнять чтение)
К любой работе, претендующей на научность, предъявляется ряд требований к написанию. Одно из них – обязательное формулирование цели, объекта, предмета, методологической основы исследования. Если с первыми тремя формулировками было достаточно просто, то вот с методологической основой, фактическим выбором философской концепции, от которой сильно зависит дальнейшее развитие исследования, было не так просто. Всё дело в том, что идеи судьбоносных в поселенческом движении книг В.Н. Мегре о переезде на землю, труда на ней и последующих духовных изменениях человека очень совпадали… с идеей Карла Маркса об опосредованности самосознания человека связями общественной практики, т.е. условиями внешней среды, социальной и природной. Такая логичность кажется обескураживающей мне до сих пор, но иной философской идеи, которая бы настолько хорошо соответствовала идее переезда на землю, не нашлось. Что удивительно, недавно в новом журнале «Счастливые люди», рассказывающем о жителях поселений и успешных загородных проектах, я наткнулся на схожую мысль главного редактора Бориса Акимова: «… Как только я пересек МКАД и связал свою жизнь с деревней, в моей голове что-то щелкнуло. Бытие определяет сознание. А мое бытие изменилось радикально». Получается, не только надо мной витает дух Карла Маркса. Хорошо, что я не в одиночестве…
В итоге, вооружившись философской идеей и методиками, в июле 2014 года я пришёл на Фестиваль на Доброй Земле и стал раздавать свои 20-страничные анкеты. Несмотря на естественное сопротивление потенциальных испытуемых, я был чрезвычайно настойчив и через своих друзей и сам непосредственно, а позднее через социальные сети и электронную почту смог собрать необходимое для исследования количество заполненных анкет. После трехмесячной обработки анкет мне удалось привести данные в нужную форму, а после применения статистических методов получить результаты, которыми я собственно и делюсь с Вами, уважаемые читатели. Далее в этой статье будут изложены сухие выводы моей работы, и я надеюсь, что эта информация вызовет в вас некоторые размышления на тему поселенцев и поселений. Если это произойдет, то буду считать цель своей работы и данный статьи выполненной. Да простят меня строители родовых поместий, в работе под понятием экопоселенцы или поселенцы подразумеваются в том числе и они. Я знаю, как важно это разделение для некоторых, но в таком произошедшем допущении и объединении нет моего злого умысла, дело в том, что в научной литературе пока чёткого разделения между понятиями экопоселений и родовых поместий не произошло.
Самосознание – это осознание человеком своих чувств, мыслей, мотивов поведения, ценностных ориентаций, своего положения в обществе, а также осознание вытекающих из этих психических свойств и ориентаций особенностей своего поведения. Самосознание человека в моей работе было рассмотрено через следующие пять аспектов (звеньев): имя (это телесная и духовная индивидуальность человека), притязание на признание (безусловное социальное ожидание), половая идентификация (ценностные ориентации на свой пол и признание своей идентичности с ним), психологическое время личности (особая форма переживания своего прошлого настоящего и будущего), социально-нормативное пространство личности (пространство, обеспечивающее жизненные условия). В результате исследования были сделаны следующие выводы.
– Имя. Для поселенцев характерно непривычно частое по сравнению с исследуемой группой горожан экспериментирование со своими именами и именами своих детей. Образ телесной индивидуальности представляется прежде всего как зависимая от души сущность. Все болезни и даже травмы тела возникают от мыслей, поступков своей души, либо от мыслей других (тёмных или светлых). Такое отношение к своему имени может быть связано с желанием инициации, отречения от прошлого, естественным следствием которого для некоторых явилось обретение нового имени, либо называния своих детей «особыми» именами, тем самым, как бы защищая их от влияния техногенной бездушной цивилизации, инициализируя их в счастливую жизнь.
– Притязание на признание . Это звено оказывает наибольшее влияние на самосознание через принятие поселенцами идеологии движения Нью–эйдж. Под Нью-эйджем понимается целая группа идейных, религиозных или мистических течений, возникших относительно недавно, 20-40 лет назад, всех сторонников которых объединяет идея о наступлении новой эпохи, которая должна прийти на смену современной культуре. Указанная идеология, через акценты на духовной сути природы и человека, восприятии природы, как живого организма, бережном отношении к ней, осознании глубинных взаимоотношений природы и человека и пр., задает особые отношения с природой, как условием развития и бытия личности.
– Половая идентификация. У поселенцев существует предрасположенность к ролям т.н. традиционной семьи. Муж – кормилец, добытчик, глава семьи. Жена – хранительница очага, рожает и воспитывает детей. Такое отношение возможно связано с непринятием современной спутанности мужских и женских ролей, ценностным отношением к традиционной семье, как одному из условий благополучия мужчины и женщины и среды гармоничного воспитания развития детей.
– Психологическое время личности. Прошлое поселенца, как правило, серьёзно деформировано, или порой просто «вырезано». Это связано с тем, что жизнь до переезда в поселение, как правило, рассматривается, как подготовительный этап, как этап накопления необходимых ресурсов для дальнейшего проживания в поселении. Прошлое имеет ценность, только в связи с последующей жизнью в поселении. Настоящее проживается с опорой на будущее. Такое отношение возможно связано с желанием экопоселенцев определить вопрос о смерти и рождении, как один из самых глубинных жизненных вопросов для человека, через достаточно конкретную процедуру перерождений, связать себя после смерти с вполне определенным гармоничным местом на земле, т.е. фактически преодолеть, или по крайней мере сделать более безболезненным вопрос о смерти.
– Социально–нормативное пространство личности. С точки зрения природно обусловленного пространства для поселенца – это пространство его поместья со всем живым на нём, а также его дом и прочие постройки. Фактически оно сакрализовано (освящено), является условием мудрости и бесконечного существования в гармонии. Такое отношение может быть связано с разными причинами. Это может быть и инфантильно отношение к действительности, желание растворить своё Я в пространстве, отказаться брать на себя ответственность за свою судьбу. С другой стороны, это может быть осознанное видение реальной ситуации в современной цивилизации, когда человек фактически затмил своей культурой, так называемой второй природой, природу изначальную. Человек, к примеру, не придаёт уже значения природным ритмам, использует природные ресурсы часто без понимания необходимости создания условий их восстановления и пр.
Основной общий вывод моей работы ожидаем: самосознание жителей поселений имеет специфику, выражающуюся в двойственности отношения к социальному окружению и своим ценностям, что может быть обусловлено сменой реалий, условий их развития и жизнедеятельности, а также специфической картиной мира. Двойственность заключается с одной стороны, желанием транслировать свой с единомышленниками опыт в социальной среде, не относящейся к их кругу, с другой стороны, превалирует критика, а порой и открытый негативизм, к носителям современного образа жизни. Также противоречивость проявляется в отношении к природной реальности. С одной стороны, это бережное отношение, а порой сакрализация природы, с другой – выбранный путь сохранения природы часто сводится к чисто техническому решению этого вопроса, минимализму, формальному уменьшению потребления ресурсов. Такой подход зачастую противоречит творческим основаниям в отношениях с реальностью, исключению использования последних научных достижений человечества, опыта человечества в общем.
Предположение, которое делалось в начале работы, о наличии различий в ценностном содержании самосознания экопоселенцев и горожан подтвердилась: при сравнении показателей выраженности конкретных или абстрактных ценностей выявлено, что у экопоселенцев преобладают абстрактные ценности, у горожан – конкретные. Под абстрактными ценностями понимается приоритет таких категорий, как жизненная мудрость, красота природы и искусства, любовь, познание, развитие, свобода, счастье других, творчество, уверенность в себе. Под конкретными ценностями — активная деятельная жизнь, здоровье, интересная работа, материально обеспеченная жизнь, наличие хороших и верных друзей, общественное признание, продуктивная жизнь, счастливая семейная жизнь, удовольствия.
Предположение о направленности на конкретные достижения в социуме также подтвердилась. Направленность на жизнеобеспечение у горожан выражена сильнее, чем у экопоселенцев. При сравнении отношения к комфорту выявлено, что направленность на комфорт у горожан выражена сильнее, чем у экопоселенцев. При сравнении отношения к социальному статусу выявлено, что направленность на достижение социального статуса у горожан выражена сильнее, чем у экопоселенцев. При сравнении общей активности выявлено, что общая активность у горожан выражена сильнее, чем у экопоселенцев. Таким образом, экопоселенцы в меньшей степени нацелены на конкретный практический результат в социуме, в меньшей степени оценивают значимость достижения того или иного социального статуса, в меньшей степени определяют ценность высокого материального уровня жизни и соответственно не готовы проявлять для достижения этих ценностей достаточной активности.
Предположение о различиях в моральном самосознании не подтвердилась.
Предположение о различиях в способности к рефлексии (направленности сознания на самое себя) подтвердилась следующим образом: акцент на социально значимые роли у экопоселенцев выражен сильнее, чем у горожан, а проявленность тенденции к маргинализации у горожан выражен сильнее, чем у экопоселенцев. Выраженность социально значимых ролей у поселенцев вовсе не означает, что они остались приверженными формату жизни городской цивилизации. Такой акцент всего лишь означает, что поселенцы чаще, нежели горожане, обращали своё внимание на такие важные роли в любом обществе, как человек, мужчина и женщина, кровные связи, патриотизм, профессия, ценность единства и пр. Маргинализация в этой работе понимается больше в смысле неразвитости внутреннего мира человека, частое присутствие негативизма, нежели чем обозначение личностей, социальных слоев или групп, находящихся на «окраинах», на «обочинах» или попросту за рамками господствующих норм и традиций общества.
Итак, особенности самосознания жителей экологических поселений можно выразить в следующих выводах:
1) самосознание экологических поселенцев обусловлено выбранной мировоззренческой позицией и направленностью на абстрактные ценности. Данный акцент влияет на содержательное наполнение всех структурных звеньев самосознания.
2) особое отношение жителей экологических поселений к природе определяет следующие особенности: сакральное, одушевленное отношение к природе, своему месту обитания, к природным стихиям. Природная реальность обладает защитными функциями, функциями связи между поколениями, обеспечения духовного и телесного здоровья.
3) Картина мира экологических поселенцев находится только в начале своего формирования и базируется на идеях, противоположных идеям потребительского общества, городской цивилизации. Заявлен незначительный интерес в достижении комфорта, социального статуса, определенного уровня практического жизнеобеспечения.
4) Для экологических поселенцев характерен высокий уровень рефлексии на свои социально значимые роли. Проявляется ценностное отношение к своим социальным ролям, они рассматриваются в традиционном ключе.
Как писал ранее, сделанные выводы дают большие возможности для обсуждений, поэтому буду рад, дорогой читатель, продолжить дискуссию.
С уважением, Дмитрий Соловьёв dmitry.solovyev@list.ru
Лето 2016 года.