Поселение Родовых Поместий «Благодать»,
Летопись нашей школы.
Пролог. 2003 год.
Мы создаём Поселение. Мы — это единомышленники, вдохновлённые идеями Анастасии о счастливой жизни в своих Родовых Поместьях. Не просто в Родовых Поместьях, а объединённых в Поселение.
Мы обсуждаем школу. Школу в НАШЕМ Поселении. Вопрос краеугольный и мнения самые разные, порой диаметрально противоположные. По-моему, столько времени, сколько мы обсуждаем школу, мы вообще мало что обсуждаем… Все едины в одном – существующая школа нас не устраивает, а вот в том какая устраивает мнения расходятся. Логичный итог – дети идут учиться в ближайшую сельскую школу. Или не идут учиться вообще… Многие пробуют домашнее обучение. Из одной ближайшей сельской дети перетекают в другую ближайшую сельскую, но вот обе школы закрывают и…
Глава 1. 2014 год.
И все живы. И никто не помер. И дети никуда не испарились. И никто не отменил обязанность родителей дать им общее образование. И потребность детей в развитии тоже никто не отменил…
Ну что же, похоже, сама Вселенная подготовила нам всё для создания нашей школы: и опыт организации учебного процесса, и материально-техническую базу, и учителей, и школу для прохождения аттестации, и желание многих поселенцев участвовать в процессе…
Лиха беда – начало. Начало – полдела откачало. Вот и начнём. Благо помещение у нас в поселении есть – Дом Творчества. Не слишком просторно, да как говорится, «в тесноте – не в обиде». Да и детей у нас пока не слишком много – 14. Разместимся как-нибудь.
Сказано – сделано. Пришли, убрались, полы-стены покрасили. Решили, кто чему будет учить. Сколько стоить будет это наше начинание. Расписание составили…
Да уж. Как же мы все разместимся в одной комнате? Нам же ведь не просто надо разместиться, а ещё и учиться при этом…
Светёлка! У нас же есть прекрасная светёлка! Обратилась к папам: «Можно ли как-то подмазать, подкрасить, как-нибудь чем-нибудь утеплить, печечку поставить и класс для начальной школы сделать? На год хватит, а там видно будет.» Мужики походили – посмотрели, и решили: ничего с этой рухлядью не сделать… Никак её не реанимировать. Предложили сломать старую кривую террасу и пристройку сделать вместо неё 6 м на 3,75 м. Сели, посчитали, тысяч сто нужно денег кроме материалов, которые могут пожертвовать поселенцы. Да уж немало… Где же взять, а на дворе сентябрь. Раздумывать некогда, надо срочно начинать строить. Вадим с Тимофеем залили столбики-фундамент – цемент свой, песок свой да вода из пруда.
Праздник 1 сентября подготовили. Ленточку красную на дверях разрезали. Со школой Переславской об аттестации договорились и начали учиться.
Когда в школе уроки, когда по домам у учителей. В две смены, а иначе никак. Отучились старшие — пришли младшие, отучились младшие – подошли и старшие, и у всех вместе творческая мастерская. Про творчество много было сказано и практически всеми. Не может быть школа без творчества. Вот и сделали детям каждый день творческую мастерскую. Потому что в нашем Поселении людей много и каждый может чему- то детей научить, чем-то с детьми поделиться.
Столбики тем временем застыли. Пришли Андрей Луканькин, Пискунов Петя, Игорь Ивлев, Вадим Брысин, Дима Ларионов — старую террасу разобрали. Субботники провели, чтобы все старые доски с гвоздями на дрова перепилить. Люди добрые на субботники приходили — Андрей Луканькин, Пискунов Петя, Игорь Ивлев, Вадим Брысин, Саша Коньшин, Рома Ахумов с Колей, Лена Журавлёва, Лена Малёванная, Галя Телешова, Оля с 6-го поля, Марина Брысина, Света Михайловская, ну и конечно же ребятишки в субботниках участвовали.
Хорошо, что с весны ещё деньги остались, которые на ремонт Рахмановской школы собирали. Очень они теперь кстати пришлись. Саша Михайловский организовал покупку досок для нового класса. И начали наши мужчины строить каркас нового класса…
Построили каркас, крышу накрыли, полы утеплили, Дима Ларионов и Валера Ковалёв помогли стены утеплить. Игорь Ивлев двери сделал. Петя Пискунов освещение в новом классе и на улице сделал.
Да только стало ясно, что при всём этом новом и красивом оставлять гнилой коридор с кривым полом совсем ни к чему. Разломали мужики эту рухлядь и сделали хороший новый пол, утеплённый, потолок утеплили, стены зашили, утеплили и вместо полуразваленного старого коридора получилась приличная школьная столовая.
Стало ясно, что первоначальная идея поставить в новый класс печку, совсем убогой кажется. Стали думать, как лучше нашу школу отапливать. Всех опросили, по домам походили и остановились на твердотопливном котле с батареями по периметру. Котёл хоть и дорогой, но хороший – достаточно топить 1 раз в сутки, чтобы всегда тепло было. Да и то, не то что печка – не надо караулить когда прогорит. Затопил, чуть подождал, температуру нужную, в зависимости от погоды выставил и «гуляй Вася», как говорится. Очень удобно. Конечно, система отопления встала в копеечку. И это при том, что Денис 14 батарей привёз, и Рома со Светой батарею дали, да ещё 3 батареи найти смогли. Саша Коньшин и Денис Крымский целую неделю отопление делали! Но зато когда запустили отопление!!! Это было похоже на чудо! Я с утра всегда первый урок веду. Придёшь (до отопления) — холодно, в классе минус, руки мёрзнут. Юрик булерьян затопит – дым коромыслом. То ли математику учить, то ли от дыма и холода спасаться. И так до середины ноября. А здесь, красота. Открываешь дверь – и тепло!
Наверное, это самое большое чудо, которое произошло при перестройке дома.
С отоплением, правда, финансы наши совсем закончились, а точнее уже далеко в минус ушли. И пошли мы со Светой Михайловской по Поселению – все Поместья обошли, везде помощи попросили. Кого нет в Поместье – тем по телефону позвонили. И люди помогли. Благодарность им огромная за это!
Воспряла стройка наша опять! Полы постелили и в классе и в столовой, доделали всё на что денег до этого никак не хватало, всё покрасили красиво. Петя стеллаж для книг в новом классе красивый сделал. Установили раковины на кухню, а канализацию ещё по осени сделать успели. Ребятишки у школы яму выкопали, а Саша Смирнов дальше канаву трактором прокопал, да и территорию у школы разравнял заодно. И плиту поставили газовую, и свет сделали. Питание ребят сразу же наладили.
Красота теперь у нас в школе! Дети сытые и уходить-то теперь из школы не хотят.
С утра все приходят – все 14 человек. Учатся, потом обед, а потом творческая мастерская.
Детям нравится, взрослым тоже. Здорово ведь, когда рядом с домом школа такая есть! Экзамены за вторую четверть сдали, всё нормально. И с Переславской школой контакт наладился, сотрудничество плодотворное получилось. Конечно, старшим ребятам непривычно, что всё учить надо, так как сдавать приходится. Это не то, что раньше в школе «до завтра запомнил, на завтра у доски ответил, или не ответил (вдруг повезло), и забыл». А здесь сдавать только в конце четверти надо, а значит надо по правде знать и понимать по существу. Непривычно пока это, особенно мальчишкам. А для маленьких такой проблемы нет – им учиться интересно и сдавать экзамены им проще.
Многое, конечно, хочется и детям ещё, и взрослым. Смотрела я тут на наших девчонок и думала: «Как здорово было бы вести у них гимнастику!». Ведь ещё год и поздно начинать, в 9-то лет поздно, а с маленькими в самый раз в 5-6 лет. Но где заниматься? Не двигать же каждый раз парты из угла в угол. Да даже если и двигать, места всё равно маловато. Остаётся только мечтать о спортзале да на лыжах кататься.
Коллектив школы, дети и родители от всей души благодарят всех тех, кто оказал школе помощь — финансами и трудом.
А теперь об учителях.
Сейчас все дети у нас разделены на три большие группы:
Подготовительная группа и 1 класс
3 и 4 класс
5 и 6 класс
Математику веду я, Марина Брысина ведёт окружающий мир. Письмо и чтение у первоклассников ведёт Журавлёва Лена. Ребята Лену любят, понятно, что читать первоклашки научились уже все. Со стороны 3-й школы вопросов к первокласникам нет никаких — дети справляются с программой .
К слову о программе: программа сейчас в первом классе непростая. К концу второй четверти дети должны уметь писать предложения письменными буквами имея перед глазами образец печатными буквами, разбивать слова на слоги, ставить ударение в словах, писать слова на слух. Читать задачи, записывать условие и решать их. Программа не проста и поэтому в городах повсеместно практикуется подготовка к школе. Год подготовки к школе позволяет ребёнку научиться в своём темпе писать, читать, воспринимать текст и улавливать его смысл, соотносить количество предметов и запись их цифрами на письме. Всё это позволяет учиться в первом классе комфортно, без ненужного напряжения. Поэтому с 1 сентября приглашаем на подготовительные занятия детей, которые пойдут в школу в сентябре 2016 года. Собственно, всем этим и занимаются дети нашей подготовительной группы.
С 3 и 4 классом по субботам и воскресеньям занимается Самсонова Вика. Многие знают Вику, которая учится в колледже на учителя начальных классов на 3- м курсе. Вика очень любит детей и дети, конечно же, отвечают ей взаимностью. В остальные дни математику веду я, русский язык Брысина Марина у 3-го класса, а Журавлёва Лена у 4-го, чтение у всех ведёт тоже Журавлёва Лена, окружающий мир Брысина Марина.
Ещё у нас есть два очень ценных педагога: Куприяновы Юля и Настя. Юля у всех ведёт английский. Дети занимаются по иностранным учебникам и действительно успешно изучают английский язык. А Настя ведёт целых четыре предмета у 6-7 классов: русский язык, литературу, историю и обществознание. И Юля и Настя профессионалы с Большой буквы, поэтому прогресс детей по данным дисциплинам очевиден. Я веду математику. Биологию и географию ведёт Никита. Физкультуру у всех — Ивлева Настя. Сейчас Настя учится на втором курсе в педагогическом колледже на учителя физкультуры.
Как я уже говорила, каждый день у нас проводится творческая мастерская. Конечно, в теории сделать проведение её общим делом поселения — идея хорошая, но на практике бОльшую часть занятий в первой четверти провели Никита и Марина Брысина. Никита с ребятами кроме того, что занимались рисованием в классе, занимались раскопками и находили довольно-таки интересные вещи. Кроме Никиты и Марины в проведении мастерской принимали участие Делкова Татьяна, Смоленская Надя, Ковалёв Валера и Ковалёва Нина, Григорьева Марина, Бызов Олег, Смирнова Света, Журавлёва Лена, Телешова Галя, Долгова Алёна. Большая благодарность всем мастерам!
На сегодняшний день в части общеобразовательных предметов почти всё отлажено и в целом успешная аттестация за вторую четверть это подтверждает. Хотелось бы больше музыки, изобразительного искусства, танца и спорта. Сейчас в этом направлении работаем.
Глава 2. Итоги первого года.
Закончился первый учебный год в Школе нашего Поселения, и нам хочется поделиться с вами впечатлениями.
Год прошел успешно: все дети переведены в следующие классы, налажен контакт со школой №3 г.Переславля-Залесского, Центральной городской библиотекой им. А.П. Малашенко, продолжено сотрудничество с Национальным парком «Плещеево озеро». 28 мая после последнего сданного экзамена мы весело отметили завершение учебного года: были вручены табели успеваемости, проведен круг, на котором каждый – и ребенок, и взрослый – поделился своими ощущениями от пережитого =) Многие отметили, что в процессе учебы мы из учеников и учителей превратились в единую команду! Некоторые ребята обратили внимание на то, что всё оказалось лучше и интереснее, чем они себе представляли до начала учебного года, – это касается и помещения, в котором теперь проходят занятия, и самого учебного процесса, и взаимодействия со взрослыми в школе. Особенно детям понравились выезды на различные соревнования, конкурсы и экскурсии, которыми действительно был насыщен этот год. Благодаря призовым местам, занятым нашими детьми на соревнованиях и конкурсах, о нашем Поселении узнает все больше и больше людей!
Что представляет собой наша Школа сейчас?
Это два учебных помещения, в одном из которых занимаются 7 и 8 классы, а в другом – вся начальная школа и 5 класс. Есть кухня-столовая, где дети обедают и занимаются, когда двух классов не хватает. Несмотря на то что коллектив учителей небольшой, у нас качественно преподаются все школьные предметы, что показали результаты аттестации. При этом нагрузка на каждого преподавателя достаточно велика.
Мы считаем, что самое главное сделано: начало положено, Школа не только функционирует, но растет и развивается! Школа выполняет важную задачу: она с малых лет объединяет наших детей, что со временем положительно скажется на коллективном взаимодействии в Поселении в целом.
Наши планы на будущее
Хотелось бы сказать про дошкольную подготовку. Сейчас программа первого класса очень насыщенная, поэтому с предварительной подготовкой ее легче осваивать. При этом успешное освоение программы начальной школы крайне важно для обучения в 5-9 классах. К сожалению, восприятие родителями школы как «тотального зла» не всегда идёт на благо ребёнка и сильно осложняет ему жизнь, если все-таки впоследствии он захотел учиться в школе (как показал опыт). Учитывая положительный опыт занятий с дошкольниками в этом учебном году, в грядущем году занятия с 6-летними детьми будут проводиться два раза в неделю после обеда. Они будут включать в себя творческую мастерскую, чистописание, чтение, счет.
В этом году планируются некоторые изменения в учебном процессе, которые позволят эффективнее осваивать учебную программу и освободить время для совершенствования среды обитания в своих Родовых Поместьях (май=))
Летом жизнь Школы не прекращается:
— спортивная секция: понедельник-среда-пятница в 8:00 сбор у беседки на 1-ом поле (подготовка к сдаче норм ГТО);
— волейбол: вторник-четверг-суббота в 19:00;
— занятия по повышению грамотности для детей: вторник-четверг в 11:00;
— планируется организация кинопросмотра хороших фильмов (еженедельно).
Глава 3. Второй год нашей школы
Сейчас, спустя год, мне хочется рассказать о тех изменениях, которые произошли в школе за прошедший год.
Прошлый учебный год дети успешно завершили, все перешли в следующие классы, после чего и дети , и взрослые разошлись на каникулы.
В начале августа никаких особых изменений не предвиделось, а к сентябрю стало ясно, что нас стало гораздо больше. Вместо 14 учеников, заниматься начали 24 ученика. Мы сразу почувствовали, что нам не обойтись двумя имеющимися классами, а значит надо строить ещё. И стройка началась (на месте старой, пристроенной к дому, конюшни). Дело пошло довольно быстро, и вот уже 20 ноября занятия начались и в трёх новых классах.
Это было такое счастье!!!
Потому, что в этом году у нас в школе 1,2,4,5,6,7,8 классы. И зачастую одновременно 3-4 учителя одновременно вели урок в одном классе. Это было похоже на возбуждённый пчелиный рой:)
Так что теперь у нас в школе 5 классных комнат и столовая.
По взаимодействию со школой Переславля-Залесского мы учли опыт прошлого года и внесли некоторые изменения. Теперь дети сдают меньше экзаменов. Начальная школа сдаёт экзамены по полугодиям. 5-8 классы сдают по 3-5 предметов в четверть (а не 14 как в прошлом году). Конечно, ответственность нужна бОльшая, так как один-два экзамена решают годовую оценку, но всё-таки это лучше и для детей и для родителей.
Из дополнительных занятий в школе проходят занятия ИЗО по программе художественной школы (пн, среда) и занятия гимнастикой (вт, четверг в 14:35)
Кроме учёбы, ребята участвуют и в других интересных событиях. В начале года выиграли турнир по волейболу в 3-й школе Переславля, в октябре заняли 2 место в интеллектуальном турнире «Золотая осень», в ноябре ездили на погружение в Москву по Царскосельскому лицею на 3 дня. Море впечатлений и эмоций. На Новый год впервые для детей провели квест (по-русски — игра с некой легендой и заданием, конечной целью). И конечно, хороший новогодний праздник!
На новогодних каникулах желающие съездили в лагерь. Освещённый каток с музыкой, ночёвка в армейской палатке при -22С, коллективный просмотр фильма и песни под гитару…
Каникулы закончились — начались занятия, которые интереснее и динамичнее.
Мы все очень рады (и дети и взрослые), что у нас в Поселении есть такая школа — в которой тепло и светло (и телу, и душе).
От всего сердца благодарим тех, кто принимал участие в этом деле, благодаря кому эта Школа есть!
Всех, кто участвовал (строил и финансировал) в прошлом году.
Всех, кто строил в этом году новые классы (Крымского Дениса, Брысина Вадима, Ивлева Игоря, Тукмакова Тимофея, Смирнова Александра, Бызову Наталью, Ковалёву Нину, Колонтай Татьяну.)
Тех жителей нашего Поселения, кто помог финансами и стройматериалами.
Отдельное спасибо от детей за прекрасное пространство для живого общения с пользой для развития).
Мы рады видеть в школе новых людей — детей и взрослых, желающих поделиться своими знаниями, опытом с детьми.