19-21 ноября 2013 года в деревне Синики Устьянского района Архангельской области прошёл III Форум «Михальщина на Устье», посвященный Образованию для устойчивого сельского развития. Это событие стало уже ежегодным. Каждый раз основными организаторами выступают администрация МО «Устьянский район», НП «Сеть экопоселений и экоинициатив», АНО «Центр независимых социологических исследований». Таким образом, мероприятие, наряду с фестивалем экотехнологий, стало уже традиционным событием нашей сети.
Михальщина – уникальное событие, ведь основной его смысл – встреча жителей экопоселений и традиционных деревень для обсуждения путей развития села. Основная задача: способствовать устойчивому развитию села. Приезжают на него и гости – эксперты из городов. Каждый год люди из разных регионов приезжают в деревни Устьянского района, чтобы обменяться опытом развития своих поселений. В этом году событие стало международным, так как к нему присоединились представители общественных организаций и экопоселений из Белоруссии и Швеции. Всего в форуме приняло участие около 60 гостей и около 60 местных жителей.
Каждый год форум имеет свою тему. В этом году обсуждали, наверное, самое насущное – образование и воспитание детей. От того чему, как и для чего учатся дети в деревнях и экопоселениях зависит не только жизнь и развитие этого конкретного населённого пункта, но в конечном итоге будущее. Сегодня деревня не видит перспектив развития потому, что лучшая молодёжь стремиться в города, а те, кто остаются, в основном делают это вынужденно и считаются неудачниками для односельчанами. Экопоселения, хотя как-будто бы дают детям перспективу жизни на селе, но на практике, зачастую, тоже теряют своих детей в городах.
Сегодня многие люди, задумывающиеся о дальних перспективах развития страны и человечества в целом, желающие жить счастливой, интересной жизнью, видят эту перспективу в развитии сельских территорий. Движение экопоселений практический пример этого.
Как сделать так, чтобы дети захотели самореализоваться на своей родной территории, а не в городе, как научить детей думать, принимать самостоятельные решения, как сделать обучение творческим процессом, изучать не предметы, а явления в междисциплинарном комплексе, ориентируясь на получение практических, необходимых для сельской жизни навыков? Эти вопросы не просто обсуждались на Михальщине, но и отрабатывались практически на открытых уроках.
Форум проходил три дня. Они были насыщенны разнообразными событиями. 19 ноября гости из района и других регионов приехали рано утром на железнодорожную станцию, от которой предстояло проехать более 60 километров по скользкой, трясучей, грунтовой дороге. Ехали 2 часа, а по обочине дороги тянулись зарастающие и новые вырубки разных лет, мало радующий пейзаж. У многих, кто впервые приехал в Устьянский район, вставал вопрос, что это за деревня Синики, почему она при такой труднодоступности и отдалённости стала хозяйкой форума. В течение 3-х дней форума участники получили ответ на этот вопрос. Приехав в деревню, гостей развели по домам, где хозяева организовали, кто чай, кто завтрак, а также баню. После раннего обеда все, вместе с учителем истории и местным краеведом, отправились на экскурсию по деревне. Собственно она состоит из двух частей – посёлок лесозаготовителей Кидюга, построенный несколько десятков лет назад и собственная традиционная деревня Синики с красивейшими старинными северными домами. Живёт в Синиках и Кидюге около 500 человек. Есть небольшая ферма на 57 коров, школа 9-ти летка, где учится чуть более 30 детей, клуб, библиотека, почта, медпункт, администрация, мастерский участок Дмитриевского леспромхоза, котельная. Здесь нет Интернета и мобильной связи, телефонная линия работает плохо. Количество жителей постепенно сокращается. Кажется обычная деревня, обреченная на медленное умирание. Но это не совсем так, многие люди, живущие, здесь хотят видеть свою деревню живой и в будущем. Поэтому глава администрации вместе с коллективом школы, создали исследовательско-образовательный проект от Сильников (так раньше называлась деревня) до Сиников. Он действует уже несколько лет. За это время к нему присоединился Совет ветеранов, клуб, появился Общественный Совет села. В ходе проекта школьники вместе с учителями изучили историю деревни и ближайших с ней деревень, свои родословные, местный словарь, свою природу. Интереснейшим занятием оказалось изучение своей традиционной кухни. Ребята, женщины среднего возраста научились у старшего поколения готовить множество вкусных и полезных блюд, которые традиционно готовили в Синиках, и о которых забыли. Уже почти год, как деревня Синики стала сотрудничать с кафедрой Экологической безопасности и устойчивого развития Санкт-Петербургского Государственного Университета и экологическими социологами из Петербургского Центра независимых социологических исследований. Эксперты, совместно с жителями ищут пути устойчивого развития своей деревни.
Но вернёмся к форуму. После экскурсии участники форума собрались в фойе школы и слушали друг друга. Участники рассказывали об опыте своих образовательных проектов. Гости из Брянска поделились опытом создания сети экологических центров в сельских школах, рассказали как школьники создают и реализуют проекты по ландшафтному дизайну своих территорий, как выращивают свой семенной фонд. Педагоги – родители из экопоселения Ковчег рассказали, как они решили вопрос образования своих детей в условиях отсутствия обычной школы. Как стали сами учить своих детей, каковы плюсы, минусы и возможности такой модели. Представители экопоселения Благодать рассказали как они отстаивали ближайшую малокомплектную школу, в которой наряду с деревенскими детьми, учатся дети из экопоселеиня. Сейчас директором школы стала жительница экопоселения, часть учителей – экопоселенцы. Они стараются вывести школу на уровень профильной экологически ориентированной школы. Очень заинтересовало жителей Устьянского района и других гостей выступление коллег из Швеции. Они рассказали об опыте обучения на природе, практическим навыкам в различных типах Шведских школ. Присутствовавшие на форуме представители районного управления образования и администрации очень захотели изучить этот опыт и начать сотрудничество с этими школами. Представитель Устьянского района рассказал как развивается новая образовательная программа – школа Деревенского хозяина, идея которой родилась после предыдущего форума – Михальщины. Были и другие выступления. Несмотря, может быть на слишком академичный формат выступлений и холод в фойе, где они проходили, рассказы гостей и хозяев вызвали большой интерес.
Следующий день 20 ноября был захватывающе интересным. Первая половина дня – открытые уроки для школьников, данные приезжими гостями из разных регионов страны прошли на одном дыхании. Чтобы описать каждый урок потребовалось бы не одна страница, поэтому скажем кратко. Уроки проходили по 1часу 20 минут, участвовали школьники из нескольких классов 1-4, 5-6, 7-8, 8-9 классов. На некоторые уроки присоединились группы учеников ближайших школ Дмитриевской и Киземской. На уроках приехавшие учителя и дети получили новую полезную информацию, познакомились с необычными для уроков методиками: запоминание материала через образное мышление, ролевые игры, обсуждение видеоматериалов, дискуссия. На одном из уроков ребята научились делать компост, узнали о нём с точки зрения биологии, химии, физики. Ученики решили применить это весной в своих огородах.
После уроков участники форума собрались вместе и обсудили уроки, те кто вёл уроки смогли поделиться своими впечатлениями, те кто участвовал в качестве слушателей высказали своё мнение. Обмен мнениями оказался плодотворным. По общей оценке участников открытые уроки стали наиболее удачной, полезной и интересной частью форума.
Во второй половине дня Синиковская школа вместе с местными жителями представили результаты своего проекта от «Сильников до Сиников». Благодаря этому гости ещё лучше познакомились с жизнью деревни в целом и отдельными людьми и событиями.
Вечером было весёлое гуляние в клубе с традиционными песнями плясками, играми. На столе стояли только блюда традиционной Синиковской кухни, приготовленные в основном из продуктов собственного производства: были здесь и шаньги грудошны и репные, пареная и вяленая репа, треска жареная, окрошка с редькой, молочный и клюковный кисель на картофельном крахмале собственного приготовления, блины с пшённой кашей и маслом и многое другое. Такое обилие традиционных блюд можно встретить сегодня пожалуй только в Синиках.
21 ноября в последний день форума, участники разделились на группы. Одна обсуждала концептуальные подходы к образованию для устойчивого развития села, другая искала пути совершенствования образования в рамках существующей системы, третья моделировала практический проект по школе Деревенского хозяина в рамках дополнительного образования. После обеда участники форума пошли на мастер-классы подготовленные жителями Сиников для гостей. Их было несколько. Наибольший интерес вызвали 2 мастер-класса. На одном, желающих учили печь шаньги грудошны, саломатники и мучные пироги. Выпечка получилась на славу и была съедена после мастер-классов сразу же. На втором мастер-классе участники учились плести корзину из дранки (голтинья) и драть дранку. В результате за полтора часа была изготовлена большая корзина. Участники всех мастер-классов отметили, что полученные навыки они будут применять по возвращении домой.
В последние 40 минут, перед отъездом гостей к поезду подводили итоги. Гости, в один голос благодарили хозяев, а хозяева гостей. Для многих участников форума существование деревни, где живут такие интересные, любящие и знающие свой край люди, оказалось откровением. Экопоселенцы, в недавнем прошлом ещё горожане, были просто потрясены глубиной тех традиционных знаний, которые только немного приоткрыли им жители Сиников. Школьники и взрослые местные жители смогли убедиться, как их опыт и знания востребованы людьми из разных регионов, каким высоким уважением удостаивается человек – мастер, несущий традиции своих предков, знающий свой край и родословную.
Устьянские учителя, ученики и другие участники получили вдохновение и импульс собственного творческого развития, они увидели, что можно учить детей по-другому. Правда многие засомневались, а возможно ли применение показанных и других инновационных методик в рамках существующей школы? Этот вопрос остаётся открытым. Другой вопрос как вообще можно переориентировать образование и воспитание детей на сельское развитие получил ответ: давайте пробовать вместе, давайте начнём модельную площадку в Устьянском районе, отработаем практику и методики, подходы. Потенциал и заинтересованные в этом люди есть.
Ещё один итог форума – многие люди встретились на нём впервые и завязали контакты, захотели выстроить долгосрочное сотрудничество. Пожелаем этим начинаниям удачи.
И так III Форум «Михальщина на Устье» прошёл успешно, надеемся, что его эффект будет длительным. А мы уже думаем о новом IV Форуме, который должен состояться через год. Есть желающие его принять, обсуждаем темы будущего форума. Развитие села продолжается!