Городская, сельская школа, родительская школа в поселении и семейное образование. Сравнение Надежды Казанской (поселение Благодать)

«Однажды мне посчастливилось работать директором в сельской школе. Недолго, но достаточно, чтобы понять всю «кухню» обучения детей в школе изнутри.

Сопоставив этот опыт со своим родительским опытом, пазл в моей голове окончательно сложился.

Немного о своём детском и своём родительском опыте.

Я училась в почти обычной городской школе г.Пущино (пояснение: город Пущино – наукоград, то есть искусственно созданный в 1966 году город – научный центр. Основное население на тот момент учёные, интеллигенция и те, кто строили город. Начала я учиться в школе, когда городу было всего лишь 20 лет)

В школе было 1200 детей, в классах было по 25 человек. У нас были прекрасные учителя, очень дружный класс, просторная новая школа с двумя спортзалами, двумя бассейнами, стадионом, библиотекой и бобмоубежищем, в котором располагался тирJ В общем, школьные годы были очень позитивными. В школе я училась с 1-го до середины 11-го класса, а вторую половину 11 класса в Сергиевом Посаде, в обычной школе, которая принципиально ничем не отличалась от моей предыдущей.

Вывод: у меня есть представление о стандартной советской школе в 1985-1995гг.

Мой старший сын начал учиться в обычной городской школе в 2003 году. Невелико отличие было тогда от той школы, в которой училась я, но всё же отличия уже были. С учителем не повезло, и со второго класса мы перешли на семейную форму обучения. И так учились до 5-го включительно. Дальше нам стало ясно, что общение со сверстниками необходимо в 11 лет, и сын опять пошёл в школу. А через полгода перешёл в сельскую школу (в которой потом я и работала директором). Второй сын в эту сельскую школу пошёл в первый класс. И учился до 7 класса. Потом школу закрыли, как и тысячи школ в России, оптимизируя систему образования. И мы в своём Поселении организовали школу, куда сын и пошёл в 7 класс и где сейчас заканчивает 9-й. Третий сын тоже учиться в это й школе, а 4-й и 5-й – маленькие пока.

И вот теперь после этого рассказа, ни в коем случае не претендуя на истину в последней инстанции, а лишь выражая свой взгляд, хочу представить свой сравнительный анализ возможностей обучения детей в школе (городской, сельской и школы в Поселении Родовых Поместий) и дома в семье.

Городская школа.

Особенности:

  1. Много детей (даже если по мерках города мало, например, 300). Поэтому социальной единицей (назовём это так) является школьный класс. Дела соседнего класса и тем более дела классов других параллелей ребёнка не касаются. Поэтому большое количество детей ребёнок ощущает, как общую «движуху», шум-гам на переменах, линейку на 1 сентября и Последний звонок 25 мая. А так вся школьная жизнь ребёнка проходит среди 25 детей своего класса. Именно среди них через общение с ними и школьными взрослыми ребёнок получает свой жизненный опыт. А поэтому важно какие учителя (их качественный уровень) и какие в классе дети (тоже их качественный уровень, из каких они семей).

Однажды, на одном мероприятии где собрали нас, директоров школ (100 человек), нам поведали, что проводилось крупномасштабное исследование, целью которого было определить насколько школа влияет на ребёнка. И было выяснено, что школа (какая бы она не была — очень плохая или очень хорошая) не может повлиять на ребёнка более чем на 20%. На 80% на ребёнка влияет СЕМЬЯ (!!!).

  1. Работа учителя узконаправлена. И чем больше школа, тем уже специализация. Учитель ведёт только один предмет, максимум два. А, следовательно, каждый учитель влияет на ребёнка процентов на 7-10, и всего на ребёнка влияют 10-15 взрослых людей.
  2. Учитель преподаёт учебную программу всем ученикам класса (25 детей). Ориентация на среднего ученика неизбежна, так как учителю необходимо, чтобы материал усвоили все, и те, кому он даётся с трудом особенно. Поэтому выделить время на развитие способностей детей с уровнем развития выше среднего очень сложно. Создать какую-то творческую атмосферу на уроке, чтобы все 25 человек были при этом включены в процесс тоже сложно. Да и программа не предусматривает времени на особые вольности. Она довольно ёмкая. Всё это обуславливает определённую организованность процесса, урока и определённые рамки, под которые форматируется ребёнок. Не будем рассуждать о том хорошо это или плохо, но это так.
  3. Детский коллектив довольно разноплановый, особенно если это обычная школа по месту жительства, и в полной мере отражает срез данного городского общества. Здесь за соседними партами могут сидеть ребёнок из интеллигентной благополучной семьи и ребёнок из неблагополучной семьи алкоголиков. Понятно, что в школу они принесли из своей семьи то, что там есть.

Сельская малокомплектная школа (25-30 детей)

  1. Мало детей. Поэтому социальной единицей является весь школьный коллектив, хотя и класс тоже не нивелируется совсем. Дела других классов ребёнка касаются так или иначе. «Движуха» очень умеренная, шума-гама нет, все мероприятия общешкольные, проблемы тоже и «разбор полётов» соответственно. Поэтому первоклассник будет в курсе дел девятиклассника так или иначе. Эмоции перед выпускными экзаменами, взаимоотношения юношей-девушек – всё проходит перед глазами всех. И здесь тоже ребёнок среди этих детей и через общение с ними и школьными взрослыми ребёнок получает свой жизненный опыт. А поэтому также важно какие учителя (их качественный уровень) и какие в классе дети (тоже их качественный уровень, из каких они семей).
  2. Работа учителя широконаправлена. В школе 6-7 учителей. Учителя совмещают предметы, ведут и тот в котором асы, и другой в довесок. А, следовательно, каждый учитель влияет на ребёнка уже процентов на 20, и всего на ребёнка влияют эти 6-7 взрослых людей.
  3. Не редкость в деревенской малокомплектной школе – объединённые классы. Это когда на одном уроке обучают и пяти- и шестиклассников, каждых по своей программе. Понятно, что на каждый класс времени в таком случае в два раза меньше, но зато и организовать 5 человек не так сложно, как 25. Здесь и творческий процесс возможен, и гибкость в прохождении программы и индивидуальный подход. А если класс большой (5-7 человек), то его вообще не объединяют с другим классом, и это сразу одни плюсы. Здесь можно и слабого подтянуть, и развить сильного. Усреднять детей необходимости нет, жёсткие рамки выставлять – тоже.
  4. Детский коллектив довольно однородный. Деревня – она деревня и есть. В каком состоянии у нас сейчас в России деревня говорить не будем. Мягко обозначим – не в лучшем. Есть отдельные личности, которые родились и живут в деревне, и смогли в ней неплохо реализоваться и найти себя, большинство же, те кто во время перестроечного развала не уехали жить в город, потому что особо никому там не нужны. Живут в деревне, считая, что в городе жить лучше. А часто вообще ничего не считая, утопая в перетирании деревенских сплетен, кто кого и кто с кем, бытовухе и, зачастую, в алкоголе.   Понятно, что и они в школу принесли из своей семьи то, что там есть.
  5. Здесь есть ещё один, незаметный человеку непосвящённому, очень коварный момент, который касается тех детей, которых привозят в школу на школьном автобусе. По школьной программе в начальной школе дети учатся 22 часа в неделю, а в 8-9 классе 35. Получается, что у начальной школы уроки заканчиваются на три часа раньше, чем у старшеклассников. Никаких денег школе на то, чтобы занять чем-то этих детей (на человека, который это сделает) школе не выделяется, поэтому эти три часа дети томятся в ожидании автобуса, праздно проводят время в казённых стенах, слоняясь из угла в угол, и, что самое страшное, привыкая вот так проводить время. Это разлагает. Попробуйте каждый день три часа ничего не делать. А если вам 7-10 лет? Поразмышляйте об этом… Ну и плюс усталость от дороги. Ехать по разбитой дороге даже 30 минут много, а потом ещё идти до дома. А дома вообще-то надо делать домашнее задание и домашние дела. А если май? То ещё и посевная. Тяжело всё это для ребёнка.

Школа в Поселении Родовых Поместий (тоже малокомплектная школа 15-25 детей)*

*здесь говориться о школе фактической, а де-юро дети учатся на семейной форме обучения и сдают экзамены в сторонней государственной школе.

Пункты 1, 2, 3  — всё то же, что и в сельской школе.

  1. Детский коллектив и однородный, и разноплановый одновременно. Однородный – потому что Поселения Родовых Поместий поехали создавать люди, которых вдохновили книги «Звенящие кедры России», красной нитью в которых говорится о необходимости жить на земле в гармонии с природой, вести здоровый образ жизни, чистить помыслы (так ка «материя сегодняшнего дня плод помысла вчерашнего), то есть постоянно совершенствовать себя и среду обитания. Разноплановый – потому что, жители Родовых поместий – это вчерашние городские жители, такие разные, но вдохновлённые одной идеей, и зачастую представляют собой срез городского общества. Это люди, осознанно переехавшие жить на землю из городов, не стремящиеся вернуться в город, а создающие «рай на земле». Ясно, что и дети поселенцев в школу принесли из своей семьи то, что там есть. Светлые устремления, относительно здоровый образ жизни, культурный уровень. И учителя-поселенцы тоже это принесли.
  1. Школа в шаговой доступности. К началу урока пришёл, урок закончился — ушёл. Можно организовывать любые мероприятия в любое время. Дети не зависят от школьного автобуса, не устают от дороги и с пользой тратят свободное время (которое у них есть), не учатся в мае, проходят одновременно не 15 предметов, а 7-8, многие погружением, учатся сдавать экзамены с детства (суть – представлять на обозрение плоды своего труда третьим лицам). Ответственность за добросовестный труд ребёнка выше и у самого ребёнка, и у родителя, и у учителя.

Семейная форма обучения

(обучение в семье, ребёнок аттестуется по государственной программе)

  1. Коллектива детей нет. Сёстры, братья не счёт, так как все из «одного котла». Опыта социального взаимодействия ребёнок не получает. То есть он прекрасно может общаться и играть с 1-2 друзьями, а вот вхождение в бОльшую социальную группу может быть для него очень болезненным. Понятно, что раз в детстве, то и во взрослой жизни тоже.
  2. Учитель – мама и/или папа. Человек как никто, знающий своего ребёнка и все ключики к нему, но не настолько глубоко и хорошо знающий школьную программу. Это сложность. Можно воспользоваться репетиторами, что стоит денег. Родитель занят те же 20-35 часов в неделю (понятно, что если ребёнок выдающийся, то меньше), а если двое детей больше, а если трое… На самом деле, родитель только этим и занят. Он учит, проходит материал сам и взаимодействует со школой, принимающей экзамены. Семейную форму сегодня государство у нас в стране не финансирует. Если отнестись к делу ответственно, и у родителя есть педагогические способности (умеет доходчиво объяснять и может организовать процесс обучение на должном уровне), результат прекрасный: у ребёнка хорошие знания по всем предметам без «белых пятен» — фундамент, на котором можно построить многое.
  3. Влияние семьи на 99% (1% — аттестации в школе). Весь комплекс убеждений и заблуждений ребёнок впитает в себя, как губка. Сопоставить-то с другими жизненными опытами у него нет возможности… или есть, но небольшая.

Обучение дома, без прикрепления к государственной школе.

Здесь полная свобода, но и полная ответственность. Нет зеркала, на которое «можно будет пенять, коли рожа крива». Что учить, как учить, учить или не учить – всё решают только родители и всё зависит только от них. Они рискуют, так как это противозаконно, но и отдают себе отчёт в этом, понимая, что такой выбор открывает перед ними новые, доселе неизведанные горизонты (как они уверены – обязательно хорошие).

Казанская Надежда

Поселение Родовых Поместий «Благодать»

Май 2017 года».

Запись опубликована в рубрике Образование, Статьи с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий