Игорь Марковкин. Экопоселения России

Исследователи экопоселений.

В глубинке Вологодской области, среди таёжного леса, на живописном берегу реки Кубена расположена небольшая деревня. Если бы к старому деревянному дому подошёл случайный путник, то он или она увидели бы в нём большую русскую печь, заботливую хозяйку в валенках, бородатого хозяина в русской рубахе и трёх красавиц-дочерей, как в сказке. Удивительно было бы узнать в этих людях семью учёных, социологов из Петербурга, действующих сотрудников Центра Независимых Социологических Исследований, публикующих работы по лесному и водному кодексам, исследования народной культуры, общественных движений и экопоселений России и мира.
В 1992 году Иван и Антонина Кулясовы с дочерью Александрой переехали в деревню Шиликово, где бывала в детстве Тоня со своей бабушкой. В биографии Ивана и Тони можно увидеть частички мирового движения экопоселений: соприкосновение с культурой андеграунда во время жизни в одном из сквотов Петербурга, озабоченность экологическими проблемами современности, открытие для себя новой духовности — книг Сатпрема, Шри Ауробиндо и других авторов, которых сейчас причисляют к мировому движению «Новой Эры» (New Age), и, наконец, обращение к корням, вегетарианство, органическое земледелие и пермакультура (от англ. permaculture — permanent agriculture — «перманентное сельское хозяйство» — способ хозяйства и земледелия, где растения влияют на другие растения, монокультурам предпочитается многообразие, не используются искусственные удобрения и химикаты), аутентичные народные костюмы, песни и праздники. В 2005 году дом Кулясовых стал центром экопоселения «Большой Камень», принимая множество гостей, приезжающих сюда за знаниями, атмосферой и живым опытом экологичной жизни. Но ещё ранее были поездки в США и знакомство с западными экопоселениями, поездка в эконоосферное поселение «Тиберкуль» в Сибири, где проживает несколько тысяч человек, исследования российских экопоселений на Северо-Западном Кавказе и в Горном Алтае.

«Альтернативные поселения в мире появились в 1960-е годы, в период нарастающего социально-экологического кризиса, как реакция на негуманную и экологически неустойчивую систему взаимоотношений в
современном обществе. Альтернативные поселения вообще могут объединять жителей на основе религиозной или любой другой идеи, а в экопоселении всегда присутствует экологическая идея. По словам одного из пионеров этого движения Роберта Гилмана, экопоселения вырастают из потребностей и возможностей, вызванных новыми экологическими ограничениями, техникой и технологией, новым сознанием …» — пишет Иван Кулясов в одной из своих статей, и продолжает чуть далее — «Первые российские экопоселения возникли в конце 1980-х – начале 1990-х годов, когда господствовавшая прежде коммунистическая идеология сменилась плюрализмом мнений и идей, в море которых инициаторы создания экопоселений пытались найти новую объединяющую концепцию, руководствуясь идеями энвайронментализма и экологической этики. Экопоселенцы сразу же столкнулись с тремя основными проблемами: невозможностью самообеспечения и поддержания комфортного уровня жизни, получения образования и других услуг, установления добрососедских отношений с коренными сельскими жителями».

Первая волна российских экопоселений.

«Первая волна» российских экопоселений состояла из отдельных проектов, общин, собиравшихся вокруг уверенных лидеров и вдохновляющих идей. Часть проектов поддерживалось западными экологическими движениями, другие справлялись своими силами. Многие проекты не выдержали внешних, бытовых и экономических, и внутренних, групповых и психологических, трудностей, и распались. Создание устойчивой коммуны или общины стало для российских поселенцев постсоветского времени задачей более трудной, чем для экопоселеницев Европы и США. Но был сделан первый шаг, получен большой опыт, и часть проектов, пережив все перипетии, добились устойчивости, развились и успешно существуют до сегодняшнего дня. Самые известные из них: Китеж (Калужская обл., начало строительства 1992), Гришино (Ленинградская область, 1993), Нево-эковиль(Карелия, 1993), Тиберкуль (Красноярский край, 1994).

Детская община «Китеж» была создана педагогом-новатором Дмитрием Морозовым, журналистом радио «Маяк», вдохновлённым идеями «Живой Этики» Николая и Елены Рерихов. Люди, переехавшие в «Китеж»,
принимают в свои семьи детей-сирот из детских домов и совместными усилиями заботятся об их быте, всестороннем образовании, занимаются творчеством и развитием, устраивают театры, праздники, ролевые игры. Под руководством Морозова, используя педагогические находки современности, обращаясь и к традициям, и к классике искусства и культуры, жители «Китежа» создали собственный подход к развитию
приёмных детей и отношение к ним. В 2004 году с участием детей, выросших в «Китеже», было создано второе подобное поселение «Орион», куда приехали новые молодые люди, чтобы принять в свою семью детей, лишённых родительского тепла. Воспитывать приёмного ребёнка — это профессия, как считают здесь. Каждый родитель здесь не просто мама и папа, а — участник педагогического процесса.

Гришино и Нево-эковиль — экологические поселения Северо-запада России — изначально были ориентированы на экологию, устойчивость и гармонию в отношениях человека и природы. Поселение Гришино, появившись как общинный проект, постепенно превратилось в содружество экономически самостоятельных семей. Поселенцы осваивают пермакультуру народные ремёсла, проводят семинары и фестивали на темы экологии, традиционных этнических культур, занимаются эко-туризмом и межкультурным обменом, участвуют в охране природы и культурного наследия окрестных территорий.
Жители Нево-эковиля занимаются зодчеством, строительством и архитектурой, выращивают саженцы, стараясь самостоятельно обеспечивать свою жизнь и развитие. Единой господствующей идеологии здесь нет, но на мировоззрение этой экодеревни повлияли идеи «Живой Этики» Николая и Елены Рерихов и Льва Толстого, выдвигающие на первый план вопросы отношения человека и природы, микрокосма человека и космоса вселенной, соответствие бытовой практики и повседневной жизни общим этическим и духовным законам. В 2005 году Гришино, Нево-эковиль и Большой камень стали первыми участниками Российской сети экопоселений, которая вступила в Европейскую сеть экопоселений.

Мегаэкопоселение Тиберкуль было создано в Южной Сибири последователями Виссариона, основавшего в 1991 году церковь Последнего Завета. Тысячи людей живут в деревнях вокруг озера Тиберкуль. Основными ценностями являются: вера, община, Учитель, ненасилие, жизнь в гармонии с природой, самообеспечение на основе экотехнологий. Жизнь в этом экопоселении основана на заповедях, данных Виссарионом в Последнем Завете.

Следующая волна экопоселений в России началась в 2000-х годах, и стала гораздо более массовой.

Новая волна.

«Вторая волна» создания российских экологических и альтернативных поселений связана с появлением в 1996 году книги «Анастасия» и движения «Звенящие Кедры России». Это движение религиоведы считают
частью New Age и причисляют к Новым Религиозным Движениям, а, точнее, к «Религиям аудитории». Всё движение состоит из аудитории читателей книг Владимира Мегре серии «Звенящие Кедры России», в этих книгах можно найти следы практически всех популярных и направлений идей New Age и не только: теософия, реинкарнация, экстрасенсорика, необыкновенные дети, Шамбала, осознанные сновидения, интегральная йога, неоязычество, вегетарианство и сыроедение, альтернативная история древнего мира и многое другое. При этом книги написаны настолько простым («примитивным», как говорят критики движения) языком, и являются скорее не философско-мистическими трактатом, а занимательной историей знакомства автора с загадочной сибирской отшельницей Анастасией, живущей в таёжном лесу, не заботящейся об одежде и пропитании, и её мировоззрением. Простота и занимательность сделали книги Мегре доступными для большого количества простых людей и произвели неизгладимое впечатление на читателей, быстро распространившись на территории стран СНГ. В серии есть любовные истории и приключения, диалоги и размышления, волшебные события и раскрытие всемирных заговоров, обращения к читателем, к политикам и к президентам.
В книге «Сотворение» появилась центральная идея движения: каждый человек, каждая семья, чтобы достичь вечного счастья и духовного развития, могут взять гектар земли и, не используя химикаты и искусственные удобрения, превратить его в цветущий сад, создать своё Родовое Поместье, где люди, животные и растения живут в полной гармонии друг с другом как в первозданном раю. Вместе люди смогут превратить в цветущий сад всю Россию, а затем и другие страны. Расположенные по соседству Родовые Поместья образуют экопоселения, в центре которых предполагается создание новых школ с совершенно другим подходом к детям (так, в этих школах подчас дети учат взрослых, а не наоборот), клубов, домов творчества и общей инфраструктуры. При этом в поселении не предполагаются заборы, вместо них — живые изгороди из кустов и деревьев, не предполагается родильные дома — предполагается, что каждая мать будет счастлива, если зачатие, вынашивание и рождение ребёнка произойдёт в одном месте — в своём Родовом Поместье. Считается, что внутри Родового Поместья, где всё создано с любовью своими руками, создаётся особое «пространство любви», где каждая веточка и каждая травинка относится к матери и к ребёнку с любовью, где организм мамы знает свойства каждого яблока и каждой ягоды, и сможет с точностью определить, что и когда необходимо скушать. Зачатию, вынашиванию и рождению ребёнка именно в таком пространстве в присутствии отца придаётся большое значение, так как именно таким образом родители смогут сотворить полноценного человека, человека-творца. Предполагается, что каждое поместье сможет обеспечивать себя пищей и всем необходимым, имея источник воды, много лесных деревьев, образуя самовосстанавливающуюся экосистему с гармоничным присутствием в ней человека. При этом не предполагается весь день проводить на грядках, обливаясь потом, а, используя безвспашное земледелие и органические принципы пермакультуры, иметь огромное количество свободного времени для общения, воспитания детей, размышления и творчества, а излишки продукции, лекарственные травы и растения поставлять в магазины экологически чистых продуктов. Создание множества таких Родовых Поместий и экопоселений, как сказано в книгах, перенесёт человечество «через отрезок времени тёмных сил» и откроет для человека прекрасное будущее, новые психические и духовные способности, а, в перспективе, возможность освоения других звёзд и планет. Такая светлая и радостная картина (сказочная и утопическая, как говорят некоторые) привлекла сотни тысяч читателей книг, и в начале 2000-х годов сотни, а затем уже и тысячи людей устремились на землю — строительство поселений приняло характер массового движения.

Сотни поселений.

Сложно представить точную статистику о количестве поселений и Содружеств Родовых Поместий в России и СНГ, так как могут существовать поселения и поместья, никак не заявляющие о себе, и тогда они не будут учтены в подсчётах. Иван Кулясов в работе 2008 года утверждает, что в России насчитывается около сотни поселений; на сайте poselenia.ru в начале 2011 года была размещена информация более чем о 120 поселениях; в специальной теме на форуме сайта anastasia.ru сообщается, что на 27 февраля 2011 года в России существуют 199 поселений. При этом точно неизвестно, сколько из этих поселений являются полностью действующими, развитыми, а сколько из них ещё только начинают строительство. Книги Мегре были переведены на разные языки мира и теперь поселения анастасиевцев существуют не только в СНГ, но и в странах дальнего зарубежья, например, в Канаде.

А началось всё в 2001 году, первом году нового тысячелетия, когда было создано экопоселение «Ковчег» в Калужской области, поселение «Родное» во Владимирской области, образовалась инициативная группа, создавшая в 2002-2003 годах Содружество Родовых Поместий «Благодать» в Ярославской области. Новые поселения имели как многочисленные отличия друг от друга (так как создавались разными людьми и группами иногда с сильно отличной друг от друга мотивацией) так и сходства (так как создавались на основе единой базовой идеи и ориентировались на опыт друг друга). Практически все поселения отмечают общий праздник «День Земли» 23 июля, принятый в движении анастасиевцев; обсуждение и принятие решений по вопросам поселения происходит на «кругах» — общих встречах поселения, где каждый участник может высказать свою позицию.

Один из главных вопросов, вставших перед поселенцами — вопрос о земле — разные поселения также решают по-разному. Часть поселений берут землю в общинную собственность (так, первое поселение «Ковчег» оформило землю на некоммерческое партнёрство). При таком подходе решения общины обладают большим значением: поселенцы «Ковчега» принимают общие для всех правила, решают, принимать или не принимать новых соседей, для новичков установлен испытательный срок, а решения принимаются большинством в три четверти голосов. Лидер поселения Фёдор Лазутин говорит, что такой подход позволяет иметь поселение действительно живущих соседей, а не тех, кто купит землю, и будет появляться на ней раз в год или распродаст её по 4 сотки. Сплочённость и организованность «Ковчега» позволяет успешно проводить общие мероприятия, праздники, семинары для передачи опыта (о жизни в поселении, об этичном пчеловодстве и другие) и уже 5-й год в «Ковчеге» проходит Круг действующих экопоселений, куда съезжаются уже обустроившиеся в своих поместьях поселенцы из разных областей и регионов. Критики этого подхода внутри движения говорят о том, что общинная собственность на землю противоречит изначальной идее Родового Поместья. В своих книгах Владимир Мегре подчёркивает, что, в отличие от Ауровиля в Индии и от многих западных поселений, Родовые Поместья должны находиться в непосредственной собственности людей, передаваясь из поколения в поколение. Также, многие считают, что при таком подходе личность неизбежно ощущает себя под постоянным контролем со стороны сообщества, которое в случае конфликта может исключить человека или семью из сообщества, лишив Родового Поместья, и это лишает человека свободы в своих поступках и поведении, и не даёт, в конечном счёте, взять ответственность на себя, развиваться и становиться сознательнее.

Второй подход к решению вопроса о земле можно назвать лидерским: суть его состоит в том, что ответственный лидер изыскивает средства, оформляет землю и делает всё необходимое для создания нового поселения, а затем продаёт готовые участки людям и семьям, желающим создать Родовое Поместье. Таким путём было создано поселение «Родное»: предприниматель Анатолий Молчанов стал оформлять землю на себя, подготавливать участки и подводить дороги, а уже готовые участки продавал новым поселенцам, что обеспечивало его семье доход. Поселение и его лидер А.Молчанов выдержали множество комиссий и судов с администрацией, в том числе потому, что юридический статус земли, которую Молчанов продавал новым поселенцам, в первое время оставался неясным. Эти суды были выиграны, но отношения с администрацией оставались напряжёнными. Сейчас поселение разрослось на соседние поля и образовало содружество 5 поселений: «Родное»,»Ладное», «Заветное», «Солнечное», «Мирное», в которых живут сотни семей. Такое решение позволило новым поселенцам, имея необходимые средства, легко и быстро получить землю, не занимаясь подготовительными вопросами. Критики этого подхода внутри движения говорят о том, что такой подход концентрирует землю и связанную с ней власть в одних руках и позволяет лидеру зарабатывать на новых членах сообщества, привнося в его деятельность корыстные мотивы.

Ещё одно решение вопроса о земле можно назвать подходом содружества. Таким путём было создано Содружество Родовых Поместий «Благодать»: на протяжении двух лет люди и семьи, желавшие переехать на землю, встречались, разделяли задачи между собой, в итоге успешно договорились с местной администрацией, вскладчину приобрели землю и разделили её между собой на равных условиях. Впоследствии к первой группе стали присоединяться новые люди, выделение им земли происходило уже по-другому: человек, занимающийся землёй и юридическим оформлением, продавал готовые участки новым участникам сообщества, зарабатывая на этой продаже. В «Благодати» отсутствует испытательный срок, поселение разрослось до 6 полей (около 300 участков по 2-3 гектара), отсутствуют чёткие правила и механизм принятия решений и постановлений. Жители «Благодати» подчёркивают высокую степень самостоятельности и автономности каждого, отсутствие единого лидера, давления и ограничений. Содружество поддерживает хорошие отношения с местной администрацией, первый положительный отклик о Родовых Поместьях в прессе был опубликован в местной газете «Переславские вести» (статья «Благодать в чистом поле»). Такой путь создания поселения даёт возможность каждому чувствовать собственную свободу, независимость и позволяет участвовать в содружестве людям с самыми разными взглядами, привычками и убеждениями. Критики этого подхода говорят об отсутствии единства и невозможности принятия общих решений, проектирования и планирования общего развития; о слабой связанности участников содружества между собой; об отсутствии защиты от безответственного поведения и обращения с землёй конкретных участников содружества.
От того, как будет решён этот первый вопрос о земле, часто зависит социальная структура будущего поселения. В одних поселениях развита община, и большая часть сообщества принимает решения путём голосования или консенсуса; в других поселениях голос и мнения одного или нескольких лидеров превалирует над остальными мнениями; в третьих — каждый участник сообщества сохраняет свою автономность и неподвластен решениям других, а общие решения принимаются только по самым важным вопросам или в крайних случаях.

В 2002 году внутри анастасиевского движения была создана «Концепция создания экопоселений в России» — документ, описывающий идеал поселений и Родовых Поместий с более практической и конкретной стороны, чем это сделано в книгах Владимира Мегре. И в книгах, и в «Концепции» сказано, что создание экопоселений — путь к стабильности и богатству России, к решению продовольственных, жилищных и экологических проблем, к восстановлению здоровья людей, плодородности почвы и чистоты вод, к решению проблем безработицы, умирающего села, «социальных болезней»; путь к самообеспечению людей, гармоничному воспитанию нового поколения; путь, не повторяющий «ошибки экономически развитых стран в их стремлении создать общество потребителей»; путь к новой национальной идее. Способ, которым могут быть решены все эти проблемы, вполне созвучен новому мировоззрению New Age: «Переосмысление взглядов человека на окружающий его мир и создание нового образа жизни, в основе которого лежат любовь к природе, идея симбиоза человека и природы, доминирование духовного развития человеческого общества над технократическим». «Концепция» рассматривает не изолированное поселение, а содержит идею «Создания сети экологических поселений, состоящих из родовых имений с новым укладом жизни» и понятие Экополиса — «крупного экопоселения или территориально объединённую сеть экопоселений с развитой инфраструктурой и системой хозяйственного самообеспечения».

Мировоззрение и жизнь поселенцев.

Родовое Поместье рассматривается как самовосстанавливающаяся экосистема: житель поместья имеет «возможность достроить дом, воспользовавшись природными материалами со своего поместья – деревьями, соломой, глиной и т.д. Энергию для утепления домов и приготовления пищи он опять-таки может получить в поместье путём переработки биомассы в биогазовых установках или более примитивным путём – сжиганием биомассы. Кроме того, житель поместья может использовать энергию солнца, ветра, установив в нем соответствующее оборудование. И, наконец, владелец родового поместья может обеспечить себя и свою семью пищей». Реализуя эти идеалы, многие создатели Родовых Поместий стремятся огородить участок живой изгородью из деревьев, высадить на своих участках лес и садовые деревья, установить солнечные батареи или ветряк, выращивать овощи и съедобные растения, изучать и применять принципы пермакультуры (следуя книгам Зеппа Хольцера, Масанобу Фукуоку и другим), выкопать небольшой водоём, строить постройки с использованием местных материалов (в частности, глины) и т. п. Хотя поместий, реализовавших всю эту совокупность мер в полном объёме, видимо, не существует, но реализация хотя бы небольшой части этой «программы» и соответствующие планы на будущее (не всегда реализующиеся, что даёт критикам поселений повод говорить о поселенцах как о наивных мечтателях) встречаются в среде поселенцев очень часто. В большинстве поселений, помимо поместий, создаётся публичное пространства для встреч и праздников, часто строится или покупается «общий дом» (или «гостевой дом» / «дом творчества»), при планировании поселенцы стараются сохранять существующие рощи и водоёмы (некоторые поселенцы строят дома среди деревьев с минимальной вырубкой).

Сегодня в поселениях сравнительно немного людей и семей, обеспечивающих себя своими продуктами, несмотря на то, что многие экспериментируют с органическим земледелием, практиками по «общению» с растениями (удерживание семян во рту перед посадкой, эмоциональное отношение к растениям и другие принципы и практики, изложенные в книгах В.Мегре), экологичными технологиями пермакультуры, «этичными» (наиболее приближенными к дикой природе) и традиционными формами пчеловодства и животноводства (в первую очередь, ради молока, яиц, шерсти, транспорта, охраны поместий, а не для убоя и потребления мяса, потому как убийство и поедание мяса не приветствуется в сообществе поселенцев, хотя вегетарианство часто не является обязательным правилом). Хотя отдельные умельцы реализуют плоды, саженцы, травы и мёд, это всё ещё редкие случаи успеха, большинство же бывших горожан только осваивают новые способы жизни. Часто жители поместий зарабатывают в городах или работают удалённо через компьютер;  развитые поселения часто занимаются платным приёмом гостей, проведением обучающих семинаров, детских лагерей и других мероприятий. В поселениях есть и состоятельные люди, и такие, кто просто сдаёт свои квартиры или живёт на накопленные ранее средства, и такие, кто, не имея денег, старается ограничить свои потребности до минимума. Многие хотят построить свой дом своими руками или при помощи соседей, иногда всё поселение собирается вместе для возведения нового дома.

Воспитание нового поколения — одна из основных целей новых поселенцев. В «концепции создания экопоселений в России» сказано: «Настало время, когда миру не нужны образованные рабы. Надо получать такое образование, которое сделает людей свободными». Предпочтение в педагогических идеалах поселенцев отдаётся не школьным предметам, а богатству культурной среды, развитию и саморазвитию личности. Прообразом школы будущего, в соответствии с книгами В.Мегре, «Концепция» называет школу академика М.П.Щетинина в селе Текос на Кубани, образование в которой характеризуется как активное со стороны детей, демократическое, коллективное, всестороннее (с обилием творческих, физических, трудовых занятий), с уважением к выбору ребёнка и использованием метода «погружения». Однако интернатный тип школы Щетинина несовместим с жизнью вместе со своими детьми в Родовом Поместье, и «Концепция» предлагает родителям активно участвовать в обучении и жизни новой школы, в передаче имеющегося опыта и знаний детям поселения. Сами дети освоив по методу Щетинина определённые знания, могут преподавать их друг другу, и, независимо от возраста, становиться учителями и преподавателями в новой школе.

Но пока что в большинстве поселений собственная школа ещё только проектируется или начинает свою историю. Часть детей поселенцев находится на домашнем обучении, другая часть посещает общеобразовательные школы или детские сады, находящиеся в соседних населённых пунктах: хотя система образования часто критикуется в сообществе, легче обучить ребёнка в плохой школе, чем в идеальной, но ещё не созданной. Меньшая часть детей получает особое альтернативное образование (например, отправляется на обучение в ту самую школу Щетинина) или не получает школьного образования вовсе (что часто вызывает критику и подчас чревато конфликтами с органами опеки и попечительства). Нередко сами поселенцы устраиваются на работу в сельские школы по соседству и сами преподают своим детям. Жители поместий рассказывают и о случаях, когда родители старались оградить детей от плодов технократической цивилизации вообще, воспитывая их среди природы в отсутствии игрушек, при минимуме искусственных вещей, но такие радикальные практики не получают распространения. В отличие от постоянно действующей школы, кружки, занятия, встречи, праздники и мероприятия распространены так или иначе во всех действующих поселениях. Проходят литературные вечера, занятия искусствами, ремёслами и рукоделием, занятия по йоге, боевым искусствам, контактной импровизации, кинопросмотры, танцы, хоровое пение и многое другое. Часто регулярные или разовые мероприятия и занятия организуются отдельными энтузиастами, приглашающими желающих к себе в поместье или в аналог «дома творчества». Также проводятся праздники («День Земли» 23 июля, праздники солнечного цикла, встречи нового года и другие) с музыкой, танцами, театральными выступлениями, хороводами, обычаями и обрядами.

Жители поместий ценят добрососедские отношения и общаются друг с другом, иногда проходят собрания по определённым вопросам, куда собираются интересующиеся или всё поселение. Собрания в форме «кругов» ведутся постоянным или меняющимся ведущим, каждый на них имеет право высказать своё мнение.

Многие поселенцы разделяют общие представления New Age о здоровье и медицине, в соответствии с которыми болезни — воплощающиеся на «материальном плане» следствия процессов, происходящих на более «тонких», духовных «планах бытия», и особая важность в поддержании здоровья человека придаётся его сознанию, помыслам, а также «энергиям», взаимодействиям с видимым и невидимым силами, людьми, животными и растениями. Современная медицина описывается в «Концепции» как слишком технологичная и, следственно, дорогая; заставляющая людей терять своё здоровье в ходе зарабатывания денег, необходимых на медицинское оборудование и лекарства; рассматривается как бизнес, а не путь к здоровью населения. Хотя многие поселенцы пользуются услугами современной медицины в виде лекарств и обращений к врачу в серьёзных случаях, очень распространены альтернативные способы заботиться о здоровье: разнообразные диеты (вегетарианские, сыроедческие, лечебные), внимание к качеству пищи (приоритет отдаётся органически выращенным продуктам без лишней обработки; плоды и растения, выращенные в собственном поместье, считаются целебными), закалки, бани, физическая подвижность, изучение, сбор и употребление разнообразных трав; «кармическая медицина», разнообразные народные и альтернативные методики, почерпнутые из различных источников, и т. д. Есть и свои целители, практикующие те или иные методики альтернативной медицины в рамках своего поселения. В некоторых поселениях употребление алкоголя и/или табака табуировано, в других считается личным делом каждого, но не приветствуется, особенно при детях. В Родовых Поместьях широко распространены домашние роды: самостоятельные или с помощью приглашённых акушерок, часто — из собственного поселения. Эта практика часто вызывает критику со стороны; но есть и издания, распространяющие о домашних родах положительные отзывы, передающие позитивный опыт, советы и рекомендации (например, популярный в сообществе поселенцев журнал «Домашний ребёнок»). Большое внимание уделяется внутреннему психическому состоянию роженицы, её состоянию сознания, её вере в положительный исход родов (в соответствии с общими идеями движения в духе «Новой Эры» о том, что мысли человека формируют и предопределяют действительные события). Современная система родовспоможения клеймится в сообществе за грубость, негармоничность и нефизиологичность, механистичность и отчуждённость, хотя и считается, что если роженица сама не ощущает готовность к домашним родам, то лучше обратиться к врачам и рожать в родильном доме. Часть жителей Родовых Поместий, следуя примеру Анастасии, описанному в книгах Мегре, купается нагишом в своём пруду индивидуально или всей семьёй, гуляет босяком и перекатывается в утренней росе, — подобные практики также служат частым объектом для критики и насмешек, особенно со стороны «сектоборцев».

Новое сознание.

По прошествии около 10 лет от создания первых анастасиевских поселений и Родовых Поместий, экопоселения не достигли той степени развития, которая описывается в книгах Владимира Мегре и в «Концепции создания экопоселений в России». Инфраструктура новых поселений развита недостаточно, не распространён опыт самообеспечения. Хотя многие поселения составляют 150 и более семей, меньшая часть из них остаётся в своих поместьях на зиму. Уезжающих на большую часть года основателей Родовых Поместий в среде поселенцев часто называют «дачниками», и это осознаётся как проблема. Влияние, которое, в соответствии с книгами Мегре и «Концепцией создания экопоселений в России», новые поселения способны оказывать на демографическую, экономическую, хозяйственную и социальную ситуацию на федеральном уровне, практически незаметно (хотя в Белгородской области принят закон «О родовых усадьбах» на официальном уровне). Бесспорно, новые поселения влияют на демографию, экономику и культуру локального масштаба, и появление развитых поселений заметно отражается на жизни ближних деревень и населённых пунктов.

С другой стороны, не удивительно, что попытка реализации идеала отличается от самого идеала. В движении поселений отсутствует единый координационный центр, инвестиционный фонд или другая структура, способная осуществлять планирование и влиять на реализацию проектов поселений. В силу этого, программные тексты движения можно считать скорее вдохновляющими (и, может быть, утопическими), чем проектными. Действительное планирование и развитие поселений полностью зависит от конкретных людей, семей и сообществ, основывающих новые поселения и проживающих в них. То, чем важны оказались образы, переданные книгами и концепциями — не чёткая программа, а рождение новой мечты, вдохновения, желания другой жизни, рождение нового сознания. Как мы видим, в России даже больше, чем на Западе, появление экопоселений связано с новыми духовными учениями и представлениями о мироздании в стиле «Новой Эры» (New Age). К этому можно относиться по-разному. Одни говорят о рождении на Земле даже не новой религии, а новой парадигмы; другие называют новые поселения сектантскими общинами или говорят, что аферисты прикрывают экологическими идеями свою жажду власти, земли и денег. Но несомненно, что коренное изменение образа жизни, освобождение из плена городской цивилизации, разрушающей планету, и переход к новому быту, основанному на экологических принципах, оказываются неразрывно связаны с изменением мышления и отношения человека к себе, к своей жизни, предназначению, к детям, к природе и обществу и, может быть, ко всему мирозданию, к Богу и космосу. Возможно, суть здесь не в отдельных учениях, отдельных гуру и движениях, а в наличии поиска этого иного отношения, нового мышления и сознания. На этом пути происходят открытия и ошибки, создаются и распадаются сообщества, накапливается самый разнообразный опыт и, возможно, в один день, когда уже невозможно будет нещадно эксплуатировать планету, человечество скажет спасибо этим сотням альтернативных и экологических поселений за опыт экологической жизни и выработку нового отношения к себе и природе.

Из городов: движение продолжается.

У движения экопоселений, помимо нового мировоззрения и духовности, есть и другие мотивы и источники. Многие пишут и говорят о том, что города и мегаполисы существующих масштабов не нужны человечеству, не говоря о планете. Нет нужды производить и потреблять такое огромное количество продукции, как нет необходимости в сверхцентрализации. Современные средства связи, коммуникации и транспорт делают скопление большого количества людей в одном месте совсем не обязательными. Уже есть примеры успешных организаций, «офис» которых уже находится на лоне природы, в деревянном или саманном доме, или вообще распределён, так что участники бизнеса связаны друг с другом, находясь в разных частях планеты. Человек, живущий в окружении полей и лесов в доме со своим колодцем, солнечной батареей и ноутбуком с GPRS легко выходит на связь со всей планетой, имеет доступ к всемирным базам данных и может свободно заниматься наукой, творчеством, коммерческой и общественной деятельностью. Интернет играет в развитии новых поселений далеко не последнюю роль.

Есть, разумеется, в этом движении и проекты, настроенные на экологичную жизнь на природе, которые можно назвать совершенно светскими, без всяких духовных учений. Например, во Владимирской области создан «Общий дом друзей на природе». Автор идеи Михаил Шестеро предлагает городским жителям покупать или строить общие дома, так что каждый может приехать в дом на любое время, сделав перерыв в работе, учёбе или в путешествиях. Общий дом в Васюнино (Владимирская область) открыт для новых людей «самых разных возрастов и способностей» при условии соблюдения простых правил: отказ от курения, алкоголя и наркотиков, готовность к экологичной жизни и здоровому минимализму, к жизни в компании с другими людьми и т.п. При этом нет никакой жёсткой регламентации, платы за пребывание, трудовых повинностей: жители дома могут ходить за грибами, бездельничать, выращивать огурцы, рисовать картины, программировать и заниматься другими делами. Дом оборудован солнечной батареей, позволяющей пользоваться лампочками, зарядить компьютер и телефон; есть подключение к интернету по gprs. Проведение электричества и газа и т.п. не планируется. Михаил рассматривает возможность создания в Васюнино нового экопоселения, произойти это может естественным образом: временные жители общего дома пожелают иметь такой же дом по соседству, купят соседний сруб в пустующей деревне, и, возможно, создадут в нём семью и заведут хозяйство. Помимо инициативы «Common House», Михаил собирает информацию об альтернативных жилищных сообществах и кохаузинге (cohousing): способе общежития в городской или сельской местности, когда приятные друг другу люди решают жить по соседству, создавая свои индивидуальные и общие пространства (детскую площадку, общую библиотеку, кинозал и т. п.).

Озабоченность экологическим состоянием планеты и желание уменьшить свой «экологический след»; возникновение экологического мышления, понимания взаимосвязи всего живого, технологий пермакультуры и органического земледелия; поиск новых ценностей, педагогики, нового единства человека с самим собой и другими, с детьми, с природой, Богом и космосом; развитие связи, коммуникаций, перепроизводство и исчезновение необходимости жить в больших городах — всё это создаёт объективные и субъективные причины движения людей из городов, создания альтернативных и экологических поселений. Сейчас на территории России и СНГ насчитываются уже сотни таких поселений, но движение продолжает своё развитие, и никто не знает, сколько их будет существовать через 10, 20 или 30 лет… Идеология, социальная организация, принципы и практики жизни различаются от поселения к поселению и, несмотря на сходства, каждое поселение имеет своё уникальное лицо, сообщество и атмосферу. Часть из существующих поселений занимаются социальными, экологическими и культурными проектами на уровне своих территорий или на более общих уровнях. Многие проекты готовы к сотрудничеству, к передаче накопленного опыта или нуждаются в помощи и поддержке. Уже сегодня можно посетить многие экологические и альтернативные поселения в каждом регионе России и СНГ и увидеть, как по-разному могут жить люди, ещё вчера жившие в городских квартирах. И, может так случиться, найти подходящее для себя место и сообщество или вдохновиться на создание собственного.

Использованы следующие ресурсы и материалы:

.Исследования экопоселенцев Большого Камня: Ивана и Антонины Кулясовых, Мирзагитовой Ляйсан. Полный список публикаций
.Статьи и работы о движении «Анастасия»: Кантеров, И.Я., 2008. — Утопия в духе «нью-эйдж» // НГ Религии от 02.07.2008; Мартинович, В.А., 2008. — Движение Анастасии. // Минские Епархиальные Ведомости 2008.
.Сайты поселений и проектов:
kitezh.org
eco-kovcheg.ru
grishino.ecology.net.ru
shestero.info

Запись опубликована в рубрике Статьи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий