Доверие, или как мы строим фундамент сообщества (Юлия Посаженникова, коллектив Доброй Земли)

Тема возникновения конфликтов и сохранения мира в идейных, экологических поселениях является одной из самых важных, а решение её – существенный фактор дальнейшего развития таких сообществ. В данной статье мы попробуем рассмотреть этот вопрос через призму понятия доверия. Мы не только расскажем об общем видении этого вопроса, но и поделимся нашим скромным доброземельским опытом сохранения доверия.

Время чтения 25 минут.

      Какое желанное слово – доверие! И как сложно достигнуть его в нашей жизни: в семье, во взаимоотношениях с близкими, в рабочем коллективе, в государстве. Россию называют страной с дефицитом или даже кризисом доверия, и как же действительно его нам не хватает. Без доверия невозможно построить ни свою жизнь, ни добиться экономического успеха, ни создать что-то новое и значимое. Как сложно и долго нужно идти к созданию доверительной атмосферы и как легко её потерять.
В словаре Ожегова доверие – это уверенность в чьей-либо добросовестности, искренности, в правильности чего-нибудь. Оно служит основной отношений между людьми и является одним из нравственных фундаментов поведения человека. Его источником являются глубокие потребности человека в общности, совместности, сотрудничестве. Доверие может возникнуть по разным причинам: из-за совпадения ценностей людей, взглядов на жизнь, из-за любви и существует при условии постоянства этих совпадений.
Нередко в среде жителей экопоселений и родовых поместий поднимаются вопросы построения дружного и предприимчивого сообщества. И это неслучайно, ведь одним из основных ожиданий переезда на землю открыто или подспудно заявляется более качественный уровень общения, построение прочного коллектива, постоянное присутствие духа искренности, взаимоподдержки и даже единомыслия. И несмотря на явное желание подавляющего большинства жителей поселений создавать такие сообщества, цель в большинстве случаев остаётся недостижимой. «Хотели как лучше, а получилось как всегда» – частая русская присказка актуальна и здесь. Во многих поселениях конфликты тлеют или находятся в активной фазе. Конечно, уже хорошо то, что болезненная привычка не выносить сор из избы при любых обстоятельствах переломлена, и тема в достаточной степени освещена. Коснёмся её кратко и в нашей статье.

О самоуправлении, конфликтах и выживании

Про насущность в мировом масштабе решения вопросов самоуправления сельских территорий и создания сельских сообществ говорит Анатолий Карпов, участник Доброй Земли, житель поселения Заветное. Исследуя вопрос, как лучше создавать сельские сообщества, Анатолий уверен, что вопрос возрождения села – вопрос жизни и смерти человечества: «Три четверти населения России живут в городах, поэтому заметное возрождение нашего села возможно лишь, если городские жители более-менее массово поедут в сельскую местность. А отчего будет зависеть успех этого движения? На что в первую очередь стоит обратить внимание? Я уверен, что ключевым фактором возрождения села является развитие сельского самоуправления. Только сами люди, осознав свою ответственность по отношению к своим семьям, Родине и природе, и, заново научившись жить сообща, могут возродить сёла и деревни. В общем, спасение утопающего – дело рук самого утопающего!

67954953_1292524731_Sel_skiy_shod__k18_veka_1p0071.jpg

Я знаю риторику многих адептов сельского возрождения, которые во главу угла ставят совершенно другие идеи. Подавляющее число россиян считают, что массовое сельское возрождение начнётся после того, как государство обеспечит всех желающих жильём и работой на селе. То есть, всё должно сделать государство. Герман Стерлигов ратует за хуторские крестьянские хозяйства, то есть говорит об индивидуальных хозяйствах. Глеб Тюрин пропагандирует кооперацию, что близко сельскому самоуправлению, но всё же это больше про деньги, чем про совместное обустройство жизни. Многие, в том числе ребята из ЛавкаЛавка (LavkaLavka), считают основой сельского возрождения фермерство.
Вернёмся к коллективам и конфликтам. Всегда легче предупредить, чем вылечить. Вопрос выстраивания команды чаще всего недооценивается и пускается на самотёк. Во-первых, нужно понять, что сообщество лучше формировать. Знакомиться, общаться и проговаривать общие ценности.
Во-вторых, поделюсь своим небольшими и наверное очевидным открытием. Все участники будущего сообщества должны чётко понять и принять, что они делают общее дело и вместе отвечают за развитие сообщества. Это нужно проговорить 1 000 раз и закрепить. Я сам в своё время заблуждался. Мне казалось, что нужно сосредоточиться на создании своего родового поместья и если мы вместе с соседями сделаем себе по прекрасному райскому уголку, то в итоге у нас получится прекрасное поселение. Став отцом, я понял, что этого не достаточно. Когда ты задумываешься о будущем своих детей, то понимаешь, что гектаром не обойтись. Им надо общаться, учиться, жениться и где-то потом селиться. Зона ответственности моментально расширяется на порядок.         Однако, к огромному моему сожалению, множество соседей, продолжают рассуждать просто: «Я обустраиваю своё поместье, чего вам ещё от меня нужно? Я вас не трогаю, и вы оставьте меня в покое». А смысл тогда было селиться в поселении? У нас полстраны – тайга, там очень тихо и никто бы вас не потревожил.
Создание сообщества похоже на создание семьи. Вокруг много прекрасных людей, но не с каждым можно создать семью. Также и сообщество лучше создавать с близкими по духу и совместимыми психологически людьми.          Обязательно, будут притирки и выяснения отношений, также как и в любой семье. Это нормально, главное желание разобраться и решить проблемы.
Не могу не сказать о грустном. Есть такие люди, которые живут конфликтами, питаются их энергией. Это не только моё наблюдение, во многих поселениях есть такие люди, и они вряд ли заинтересованы в разрешении конфликтных ситуаций. Я не знаю, как правильно общаться с ними, может регулярно ругаться, чтобы не зачахли?…          Если серьёзно, то будьте готовы, что когда вы пытаетесь разрешить конфликт, одна из сторон может быть крайне в этом не заинтересована. Наоборот, ей будет гораздо лучше, если вы пеной изойдёте.
Есть ещё всегда «правые» люди. Единственно верная точка зрения – их. Консенсус при общении с ними возможен только, если вы полностью примете их точку зрения и сделаете так, как они считают верным. Они искренне уверены, что они – за всё хорошее и светлое, и искренне удивляются и досадуют на ваше непонимание их «правильной» точки зрения. Я всё время представляю себе картину: вот есть всегда «правый» человек, который находится в точке А, и есть вы – в точке Б. Между вами 20 шагов. Чтобы найти консенсус, вам обоим нужно оказаться в одной точке. Вы, по наивности своей можете думать, что нужно всё обстоятельно обсудить, выяснить разногласия и найти какую-то точку зрения в центре, которая бы более-менее вас обоих устраивала. Условно, каждому пройти по 10 шагов и встретиться в центре. Кажется, что это справедливо. Но, всегда «правый» человек, точно знает, что он находится в единственно правильной точке. И единственный консенсус – это точка А. Как вы этого не понимаете?
Мне как-то рассказывали историю, как на одном тренинге 20 человек должны были принять решение по принципу вече, то есть единогласно. Было много обсуждений, но в итоге единственно возможное решение оказалось то, которое предлагал один из участников. Все более-менее были готовы подстраиваться, но он был непоколебим. 19 человек были «изнасилованы» одним. Хорошо, что это был тренинг. В жизни, где принимаются действительно важные решения, всё было бы гораздо сложнее. Мне приходилось встречаться с всегда «правыми» людьми, они могут быть вполне приятными в общении до тех пор, пока вам не придётся принимать с ними совместное решение, по которому у вас разные точки зрения.
Что делать, если уже есть какой-то коллектив, сообщество или просто группа, в котором произошёл конфликт? Я слышал о множестве методик разрешения конфликтов, но не являюсь специалистом в этой области. Я также неоднократно слышал, что конфликт – это потенциал развития. Мне кажется, логика в этом есть. Если в коллективе тишина, то это скорее болото, которое им и останется. А развитие – это выбор пути, сомнения, бурные обсуждения и так далее. Поэтому можно взглянуть на конфликт с положительной точки зрения.
Выскажу несколько возможно банальных мыслей и соображений, которые могут быть полезны для разрешения конфликтов. Прежде всего, нужно общаться и делать движения навстречу. Конечно, полезны праздники, общие дела, совместные трапезы. Хорошо объединяют людей общие угрозы. Может как-то это использовать?… Для обсуждения конфликтных вопросов хорошо бы пригласить какого-то авторитетного для всех сторон, не вовлечённого в конфликт, человека.
Очень надеюсь, что человечество сможет вернуться на путь развития малыми сообществами, и мы увидим ренессанс общинности. Я понимаю, что в современных условиях это звучит очень наивно, но я не вижу другого варианта для спасения. Иначе, в нескончаемых попытках ухватить кусок пожирнее, мы угробим планету и самих себя».

Запрос на доверие и его выгоды

Давайте обратим внимание на то, почему запрос на доверие является настолько проявленным, насущным в поселениях по сравнению с городской средой? Возможно, это происходит потому, что в маленьком сообществе численностью 50-200 человек круг общения вынуждено строго определён, и ты не можешь, как это бывает в городской жизни, в одно мгновение сменить его на другой (поменяв, к примеру, место работы). Многие горожане замечают, что при физической скученности мегаполиса в психологическом плане между людьми существует серьёзная дистанция, поэтому прямые столкновения интересов конечно же существуют и не мало, но не так болезненны. А в поселениях обращали ли вы внимание, что жители часто называют друг друга соседями? И неважно, граничит ли твой участок с чьим-то или нет, отношения между жителями достаточно близкие. Любые конфликты оказываются здесь крайне травмирующими.
В городе существуют внешние регуляторы нашего поведения: усвоенные с самого детства правила, выраженные в деятельности и диктуемые различными институтами, которым по большей части человек обязан подчиниться и редко что может изменить. В строящемся экопоселении таких традиций пока нет. Нужен другой фундамент – уметь договариваться. Психологической базой, на которой строятся договорённости, является доверие.
Доверие удивительным образом связано с экономическим успехом. Как мы писали выше, Россия – одна из стран с низким уровнем доверия. Вызванный разрушением устоявшихся норм, противоречивостью социальных изменений в 90-е годы прошлого столетия кризис доверия сохраняется и в наше время. Учёными была доказана взаимосвязь уровня доверия и показателей развития общества, поэтому становится понятным, что доверие важно не только, как духовный, нравственный аспект человеческой жизни, но и как общественный, экономический. Встречаются ещё и более резкие выводы из исследований: сообщество без высокого уровня доверия не может быть жизнеспособным. Подобная зависимость была выявлена и в государственном развитии: с увеличением уровня доверия увеличивается процент экономического роста государства и даже снижается коррупция.     Складывающиеся на основе доверия отношения сейчас стало принято называть социальным капиталом.
Ещё одна причина значимости доверия связана с управлением. Экопоселения в большинстве своём не имеют иерархической структуры, у них фактически нет контролирующего органа в виде директора или другого управленца, который имеет полномочия оперативно вмешиваться в деятельность и её корректировать. В таком случае, т.е. без непосредственного контроля и управления, деятельность может быть эффективна только в случае сознательного взятия на себя ответственности, желания ограниченно использовать ресурсы сообщества, использовать новые правила взаимодействия (Драгон Дриминг Джона Крофта, социократия Даяны Кристиан, метод ненасильственного общения Маршалла Розенберга и пр.). Совершенно понятно, что это возможно только в случае атмосферы доверия. Почувствовать себя командой, справедливо распределить ответственность за дело среди участников и выполнить поставленную задачу (построить школу, запустить предпринимательский проект и пр.) – это настоящее искусство, искусство доверия.
Доверие лежит в основе любого успешного общения, в том числе и делового. Давайте вспомним с каким энтузиазмом и воодушевлением начинали строиться сообщества, как первое время удавалось находить общие решения и двигаться дальше. Однако с определённого момента возникло ощущение, что по некоторым даже очень важным вопросам прийти к общему знаменателю не удастся, возникли обиды, разочарование и отторжение. Ведь изначально доверие строится импульсивно, эмоционально в предубеждении положительного образа группы единомышленников и только позднее появляется рациональная оценка ситуации и других людей. Даяна Кристиан пишет: «Для создания общины недостаточно просто собрать людей, навыки, информацию, деньги и время.                        Необходимо нечто, объединяющее всё вместе – то, что я называю «чувством общинности» ‑ ощущение взаимной сопричастности, сплоченности, общего дела, рождающееся от совместно пережитого опыта ‑ такого как совместное приготовление пищи и общая трапеза, бригадная работа, общие походы на природу на выходные и, конечно, долгие доверительные беседы. Собрать и сплести в единую нить людей, полезные навыки, информацию, деньги, опыт – сложно, и часто кажется, что этот путь непреодолим.» Таким образом, установление доверия – это тяжёлая и долгая работа с неизвестным результатом. Не забудем, что только 10% зарождающихся поселений остаются жизнеспособными.

Доверие и организация сообществ

         Как решаются вопросы доверия в экопоселениях в организационном плане? Устоявшейся и распространённой практикой, действующей как в сообществах с более чем 10-летним стажем, так и заявляемой в только формирующихся (например, Эко-Лодж и Ясная слобода), является желание «договориться на берегу», «внимательно относиться к подбору единомышленников и выработке общих правил, к выполнению взятых на себя обязательств».

rukopozhatie+rukopozhatie+v+kartinkah+delovoe+rukopozhatie+rukopozhatie+klipart+38549324428.jpg

Такой внимательный «смотр» единомышленников позволяет исключить неопределившихся и откровенно маргинальных участников в самом начале развития. Первичный отбор оставляет людей с близкими ценностями, или просто симпатичных, которые уже проявили себя в каких-то делах на общее благо, а значит, уровень доверия может установиться на высоком уровне. Заметим однако, что этот же отбор может и создавать в дальнейшем проблемы. Дело в том, что отбор «эмоционально зрелых», с «правильными» ценностями, недеструктивных людей крайне условен, ведь оценивают их не марсиане, а простые люди из инициативной группы. «Жюри» будет склонно к исключению людей, не соответствующих некому сформированному образу «идеального» поселенца, оно может создавать уж слишком узкое «монокультурие» ценностей. Да и сам способ принятия людей через «конкурс» отталкивает многих самодостаточных личностей, потенциальных лидеров, которые не хотят что-то и кому-то доказывать, оказаться в ситуации ученика, которому надо кому-то понравиться. Выход из этой ситуации видится в том, чтобы всеми силами уходить от формата конкурсов и экзаменов, создавая непринуждённую атмосферу общения с новыми членами сообщества, а в критериях стараться больше склоняться к нравственным и культурным достоинствам личности, реальным умениям и участию в конкретных делах группы, нежели к глубоким концептуальным установкам. Не надо также забывать, что для новых участников образ будущего сообщества, воплощённый на начальном этапе порой лишь в его лидерах, тоже проходит своеобразный экзамен.
Есть и ещё один способ установления доверия в сообществе, который можно называть по аналогии со спортивной индустрией «допингом доверия». Дело в том, что достаточно большое количество поселений не передают землю поместий в частную собственность участникам, а держат её на некоммерческом партнёрстве. Последнее имеет устав, где, как правило, прописан регламент исключения участников через голосование на общем собрании. Примечательно, что публично причиной такого юридического статуса земли не всегда заявляется желание сообщества защищаться от недобросовестных участников, от, так сказать, волков в овечьей шкуре, которые могут проникнуть в сообщество и вести деструктивную деятельность. На сайте одного из поселений, к примеру, причиной не перевода земель в частную собственность указан тот факт, что современное законодательство не позволяет оформить землю, как родовое поместье, а в тех поселениях, где передача в частную собственность произошла, земли пустуют. Представить человека, для которого факт общественного управления всей и в том числе его землёй не имел бы никакого влияния, очень сложно. Даже без единого прецедента исключения, люди подспудно будут чувствовать возможность санкций и корректировать своё поведение. В таком положении о высокой степени доверия в сообществе говорить не приходится, среда может воспитать глубоко законспирированных конформистов и как в ситуации с применением допинга этот факт управления может оказать негативное влияние на дальнейшее развитие сообщества. Для того, чтобы проверить, что наши опасения – не вымысел, советуем посетить поселение Родное Владимирской области и оценить площадь и качество домов, построенных после получения жителями свидетельств на частную собственность и до этого момента. Поверьте, разница показательна, хотя некоторые поселенцы заявляли о незначительном влиянии этого вопроса на их планы.

Наша реальность и опыт

В содружестве поселений Родное изначально не было «узкого» входа, земли было принято оформлять в частную собственность, поэтому на территории в несколько сот гектар собрались люди с разным, порой даже противоположным, видением на жизнь и развитие поселения. Соседи столкнулись с крайне сложным процессом выработки общих решений, и после достижения договорённостей по строительству первичной инфраструктуры: дорог и электричества, дальнейшее конструктивное сотрудничество фактически остановилось. То, о чём писала Дайяна Кристиан про поиск людей со схожими ценностями, произошло позднее, уже после переезда людей на землю. Естественным образом сформировалось несколько групп по схожести интересов. Добрая Земля и расположенная рядом строящаяся эко-деревня Доброе стали одной из них, объединив жителей, заинтересованных в строительстве культурно-образовательного центра и дальнейшем развитии территории. Но глубинно это строительство стало и продолжением попыток поиска доверия между людьми.

CR0bRfVGVQI.jpg

На вопрос о том, как можно восстановить доверие в коллективе, что нужно, чтобы не потерять его на большой дистанции, какие позитивные следствия установления доверительной атмосферы, рассуждают участники Доброй Земли.
         Константин Липатов, со-основатель Доброй Земли, житель поселения Родное:
«Вопрос доверия – это вопрос ценностный. Важно понимать на каком этапе развития находится сообщество и на чём вообще оно держится? Что является его «клеем»? Хорошо, если это общее дело, которое понимается участниками примерно одинаково, тогда это даёт мощное развитие отношений и доверия в первые периоды, но в долгой перспективе меняется и возраст и обстоятельства жизни людей. Нет ничего вечного. Поэтому очень важна роль лидеров, которые могут показать видение целей, пример служения, отказа от личных амбиций ради общего дела, вдохновлять и звать вновь и вновь остальных.
И главное: доверие просто недопустимо терять, так как склеить разбитую чашку потом очень сложно, практически невозможно. Вы должны всегда держать себя в руках и быть очень внимательны к каждому члену сообщества, к его проблемам, идеям, конфликтам, участию в проектах каждого члена. Надо помнить, что без участия команды, вообще людей, всё, что делается, теряет свой смысл.
Если вы ещё и соседи, то ситуация немного иная. Так или иначе, вам предстоит пройти ситуации, в которых жизнь вас проверит, и доверие надо подтверждать своим отношением, терпением, бескорыстием и здравым смыслом. В целом доверие – это ещё и предсказуемость для других на протяжении многих лет. А позитивные последствия – это жизнь в сообществе, как в большой хорошей семье, где вместо мотивации появляется осознанность и понимание каждым членом своей роли и обязанностей… Но это в идеале, конечно.
Настоящие глубокие отношения требуют взаимной отдачи, постоянной отдачи для их развития и поддержания. Зато в результате совместная жизнь и работа начинают приносить большую радость!»
         Дмитрий Соловьёв, участник Доброй Земли, житель поселения Родное: «Одним из самых эффективных способов поддержания доверия мне представляется совместное и ответственное дело. К примеру, наша команда заметно сблизилась, проведя в этом году большой фестиваль. Это действительно сложное предприятие, потребовавшее от нас большого напряжения сил на протяжении нескольких месяцев. С прохождением каждой сложной ситуации я чувствовал, что мы начинаем глубже понимать друг друга и поддерживать, видим достоинства и недостатки. Даже те участники, с кем я общался раньше, как говорится, на дистанции, стали мне ближе. Вот уже прошло много времени после окончания фестиваля, но высокий уровень доверия между нами сохранился, и мы продолжаем общаться в атмосфере принятия и радости. С другой стороны, конечно же, я понимаю: чтобы приступить к какому-то общему делу, внутри коллектива уже должно быть налажено хоть какое-то взаимопонимание, а ещё важнее, всеми участниками должна осознаваться единая цель, и все должны более-менее совпадать в её трактовке.»
Доверие – одна из важнейших категорий в построении любого сообщества. Как выше указывалось, доверие в сообществе подобно доверию в семье. Его качество непосредственно влияет на качество жизни всех её членов. Его высокий уровень есть необходимое условие устойчивости сообщества, эффективности решений возникающих трудностей и конфликтных ситуаций, уважения и самоуважения его участников, это капитал, порою единственный, для дальнейшего развития сообщества. Доверие – это нескончаемый труд по принятию своих единомышленников и нахождению с ними взаимопонимания.

Коллектив Доброй Земли добраяземля.рф . Сентябрь 2016 г.

Запись опубликована в рубрике Статьи с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий